Идеальных родителей не бывает, как не бывает идеальных людей, не совершающих ошибок. Если бы существовали где-то идеальные родители, то они бы породили идеальных детей, которые бы, в свою очередь, воспитали собственных идеальных детей.
Но мы, люди, всю жизнь учимся через свершение ошибок, и даже к концу жизни ало кого можно назвать по-настоящему мудрыми. А что уж говорить о 25-летней мамочке, которая еще совсем недавно выбралась из юношеского максимализма, живет, преимущественно, эмоциями и желаниями, и ее практический опыт с точки зрения даже сорокалетней женщины и опытом назвать нельзя.
И вот такое неопытное, но физически цветущее создание рожает дитя, и ей предлагается стать идеальной матерью. Как, если она сама далека от идеала, и еще только познает цену правильным и неправильным поступкам? Поэтому, когда психологи подогревают наши негативные эмоции сообщениями, что в детстве, мол, нас неправильно воспитывали, то они только подчёркивают простую истину. Это нельзя вменять в вину. По-хорошему, рожать и воспитывать детей надо уже после того, как появился собственный житейский опыт, то есть после тридцати лет.
Но природа постановила так, что здоровый ребенок гарантированно рождается у молодой мамы. Природе виднее. Только вот получается, что мама не учит ребенка жизни, а учится жизни вместе с ним. Поэтому не стоит корить себя за ошибки в воспитании. Вы их совершили, потому что вы – это вы. Они, эти ошибки, отражение вашей индивидуальности. И когда-то эти ошибки станут полем работы для ваших же детей. Поэтому мудро поступит тот, кто не осудит своих родителей за то, что они были несовершенны.
Право на ошибку, или билет во вседозволенность?
Но это вовсе не означает, что мы не должны работать над собой. Родители просто обязаны стремиться не совершать ошибок. Между прочим, это отличный способ преодолеть эгоизм, потому что, чем меньше мы думаем о себе и своих желаниях, и больше стремимся дать ребенку то, что ему нужно, тем мудрее мы становимся.
Обратите внимание на слово «нужно». Не то, что нам представляется желаемым, не то, что мы сами хотим в отношении ребенка, а то, что нужно ему. Когда ребенок становится подростком, то очень часто оказывается, что желания родителей не имеют отношения к потребностям ребенка. Это извечный конфликт детей и родителей.
Поэтому главная задача родителей – это помочь ребенку раскрыть свой потенциал и научить его жить в этом мире. Это двойственная задача, которая вовсе не предполагает «похождения» по всевозможным кружкам и секциям, и применения в воспитании всех мыслимых и немыслимых педагогических методик. Давайте не будет ставить над ребенком эксперименты ради собственного самоутверждения.
Контакт – это главное
Педагогические эксперименты – одна из самых распространенных ошибок в наши дни. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был уникальным, а педагогика предлагает несколько систем для развития такой уникальности. Но ребенок - индивидуум. Не надо играть в Пигмалиона, для начала постарайтесь постичь этого индивидуума, понять его потенциалы, характер, устремления.
А это возможно, только если у вас с ребенком есть контакт. И в этом слове ключ к успешному воспитанию. Вы должны сделать все, чтобы ребенок хотел разделить с вами свой внутренний мир. Он должен доверять вам, он должен быть открыт вам, и он должен уважать вас. Если есть доверие, открытость и уважение - эти три кита педагогики, то вы будете хорошим родителем.
Такой контакт устанавливается с самого раннего возраста, и основан он на любви, обычной материнской ласке и самозабвении. Не думайте, что в раннем возрасте это не имеет значения. Все дело в привычке. Если ребенок в раннем возрасте привыкнет вам доверять и во всем на вас полагаться, то это останется навсегда.