Я задавала этот вопрос почти всем знакомым. Кто-то отшучивался, кто-то начинал серьезно размышлять. Когда я спросила это у Марины, она завелась с пол-оборота:
- Ну, конечно, я! Тут и двух мнений быть не может! Без меня семья просто вымрет с голоду и зарастет грязью! Они такие неприспособленные. Вот ты спокойно уезжаешь в отпуск, а я в командировку на неделю как-то уехала, а, когда вернулась, квартиру не узнала: всюду грязь, горы немытой посуды, муж в грязной рубашке и голодный! У него, видите ли, не было времени убраться и есть приготовить нормально. Хорошо, что ребенок был у бабушки!
- Может быть, у него времени действительно нет, потому что работает много?
- Я тоже работаю, но успеваю же все остальное делать тоже?
- Но твой муж – главный добытчик в семье. Поэтому его интересы нужно учитывать в первую очередь. Как ты считаешь?
- Это почему еще?? Он мужчина, у него гораздо меньше потребностей. Его дело - деньги зарабатывать, а как распределять бюджет – это мне все равно виднее.
- А мне кажется, что решение всех денежных проблем зависит только от добытчика. Потому как если он не заработает денег на их решение, то и решать то, собственно, нечего.
Марина ненадолго замолчала.
- Но он такой неприспособленный! Вообще все мужчины такие беспомощные, когда дело касается реальной жизни!
- А откуда ты знаешь? Ты же отгородила его полностью от этой самой жизни. Он у тебя только на работу, да с работы, а дома ты даже гвозди в стенку сама вбиваешь.
Разговор с подругой закончился ничем – она осталась в прежней убежденности, что все мужчины просто дети, неспособные даже прожить без женщин, уж не говоря о том, чтобы возложить на себя обязанности главы дома и семьи.
Другая подруга, Лариса, задумчиво высказала следующее: «А у нас в семье муж хозяин. Мне от этого только хорошо, потому что он сам вникает во все дела, а я, чуть что, прикидываюсь беспомощной, расстраиваюсь и смотрю на него, как на пророка. Причем, подвести его к нужному мне решению, запросто, он даже и не догадывается. Зато, если решение принято неправильное, я не бываю виноватой».
Мнения, высказываемые женщинами, отличались большим разнообразием: в диапазоне от полного подчинения мужу и его решениям до претензий на право быть «истиной в последней инстанции» по всем семейным и жизненным вопросам. Все же чаще всего женщины говорили о поиске компромиссных решений, например: вопросы домашних дел, воспитания детей решает жена, а стратегические решения, крупные покупки, отпуск, ремонты, переезды – прерогатива мужа. Но все время проскальзывало желание поделить сферы семейного влияния – что бы вот «тут и тут, но я главнее»!
Мужчины к этому вопросу отнеслись спокойнее. Большая часть устранилась от решения семейных проблем со словами, что жене, мол, виднее, да и времени у нее больше. Но звучала и другая позиция: женщины все до единой, мотовки, доверять им деньги и решение серьезных вопросов нельзя, они ни в чем не разбираются и только портят, и вообще, место женщины на кухне! Пресловутое отношение к женщине (три «К») не редкость – к домострою тянет многих мужчин, причем, не обязательно, что они при этом зарабатывают больше или в чем-то разбираются лучше.
А так ли важно, кто в доме хозяин? И вообще, нужно ли, чтобы кто-то один обязательно диктовал условия, а остальные трепетно внимали и исполняли? Если подумать здраво, то, в самом деле, один человек не в состоянии вникнуть полностью во все многообразие задач, которые возникают в семье. Одному человеку невозможно держать под контролем все абсолютно, начиная от мелочей и, заканчивая, серьезными проблемами.
Психологи, занимающиеся вопросами семейной жизни, утверждают, что в семьях, разделивших «зоны влияния» или же решающих все вопросы коллективно, намного меньше ссор и стычек, присутствует взаимопонимание и уважение. А если к обсуждению семейных дел с малолетства привлекаются и дети, как полноправные члены семьи, то такой воспитательный ход трудно переоценить. Дети начинают чувствовать свою ответственность с раннего возраста, сохраняют уважение к родителям и к самим себе. Как правило, модель семейной жизни родителей невольно переносится и в семьи детей, так что, воспитывая в детях с раннего возраста умение без скандалов, разумно решать семейные дела, мы закладываем в них основу всей их будущей жизни.
В семье Марины, кстати, дети не обращаются к отцу с просьбой разрешить им что-то или с какими-то другими вопросами – сразу идут к маме, зная, что даже если папа что-то решит, это не означает, что мама согласиться с этим решением. А в семье у Ларисы дети не считаются с маминым мнением совершенно.
В конечном итоге, все, что мы делаем, должно идти на благо семьи – с этим ведь никто не поспорит? Так разве есть разница, «чьи в лесу шишки»? Главное, чтобы они все оказались в общей семейной «корзине».