Истории бесприданниц обычно заканчиваются «хэппи-эндом» только в сказках и в слащавых женских романах. В жизни все иначе. Неравный брак, девушка без приданого — темы, к сожалению, и поныне актуальные
Уже со времен появления частной собственности у многих народов стали цениться невесты не столько красивые, сколько богатые. Чем беднее была девушка, тем сложнее было найти для нее жениха. Конечно, бывали исключения — в богатый дом брали очень красивую невесту и без приданого. В то же время у восточных народов основным приданым девушки считалась ее внешность, и за нее даже полагался выкуп — калым. В высших сословиях приданым могло являться одно только высокое происхождение (например, в России — графский титул, принадлежность к знаменитой фамилии). Хотя многие далеко не бедные люди гербу на карете предпочитали увеличение состояния с приходом в дом молодой жены.
Традиционно мужчины интересовались приданым женщины, поэтому и обратимся к мужским критериям современной бесприданницы. Запросы сильного пола не очень изменились, изменилось во многом само понятие «бесприданница». Как и прежде, наиболее привлекательны для мужчин красивые и обеспеченные девушки, что, увы, не всегда совпадает. А вот источник финансового благополучия избранницы для многих стал не столь важен, как раньше. Можно даже сказать, что в чем-то позиции сильного пола так называемого цивилизованного общества сблизились с позициями древних народов и современных, но считающихся отсталыми.
Так, согласно записям Геродота, дочери лидийцев занимались проституцией и таким образом накапливали себе приданое. Точно так же продавали себя ради приданого девушки острова Кипр. Таким девушкам отдавали предпочтение перед другими невестами, причем приданым считался и приобретенный любовный опыт...
Через полторы тысячи лет Марко Поло описал тибетский обычай: как только останавливался купеческий караван, из ближайших селений появлялись женщины и старухи с дочерьми и внучками, наперебой предлагая их чужестранцам. Чем больше у девушки скапливалось свидетельств побед над мужчинами (помимо установленной суммы дарились кулоны и обереги), тем выше она ценилась в глазах местных женихов.
И вот уже пару десятилетий некоторых современников вовсе не смущает, что квартира, загородный коттеджик и «четыре колеса» заработаны с помощью первой древнейшей профессии. Как не вспомнить слова матери бесприданницы Ларисы Огудаловой: «Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Далеко не всех корыстных женихов смущает и то, что родителями богатой избранницы давно интересуются правоохранительные органы.
Ныне, как и столетия назад, учитывается, каковы финансовые перспективы потенциальной жены, то есть возникает пресловутый вопрос о наследстве — будет ли? Конечно, для одних это счет в зарубежном банке, а для других — однокомнатная квартира в «спальном» районе. Требования, к счастью, разные.
И все-таки наше время дает новые шансы многим бесприданницам в прямом смысле слова — девушкам, не обладающим каким-либо приданым. Мужчины стали подходить к важнейшему жизненному вопросу с перспективой: что жена СМОЖЕТ дать в дальнейшем? Если работает в надежном месте и прилично зарабатывает — уже не бесприданница. А если мало, и в родительском доме негусто, то надо держать ухо востро.
Правда, есть одно «но». К концу XX века в цивилизованном мире стал цениться такой капитал, как красота. Если девушка хороша собой, велика вероятность, что она устроится на престижную, а значит, высокооплачиваемую должность или сможет «притягивать» выгодных для мужа компаньонов и клиентов, украсить собой важную для него презентацию. Она не бесприданница, даже если, кроме внешности, у нее ничего нет. Лариса Огудалова вполне могла оказаться нужной прагматичному Паратову, если бы они жили на сто лет позже...
Наше время поставило, как говорится, с ног на голову и еще один аспект «девушки на выданье». Важнейшим компонентом приданого у многих народов все-таки считалась невинность и символизирующий ее свадебный наряд. Теперь же для многих интереснее девушка сексуально образованная. Способность доставить интимную радость вполне может быть оценена обручальным кольцом. А сексуальная беспомощность (естественно, в сочетании с другими недостатками), напротив, переводит потенциальную невесту в группу «неинтересных».
Конечно, такой подход свойственен далеко не всем. Впрочем, девственницы старше шестнадцати лет в наше время вообще встречаются редко. И обычно это не самые красивые представительницы прекрасного пола.
Словом, в конце XX столетия можно не быть бесприданницей, даже не имея материального приданого. Но как быть девушкам, к которым все-таки относится это понятие, кстати, почти не произносимое вслух?
Безнадежных случаев практически нет. Во-первых, существует любовь. Но это чувство, как известно, несовместимо с меркантильностью. А если такая любовь не встретилась? И приданого ждать неоткуда? Значит, за себя надо бороться. Постоянно внушать себе, что вы привлекательны, умны, сумеете найти «сексуальный» ключ к мужчине (при этом не следует пренебрегать специальной литературой), что у вас все получится.
При самых скромных средствах можно позволить себе несколько хороших, модных вещей, приятные духи, косметику, которая подчеркнет ваши достоинства (а они у вас обязательно есть!). Нелишне научиться хорошо готовить, со вкусом оформлять интерьер.
И тогда постепенно в вашем поведении, в словах и взгляде появится уверенность, и окружающие, в том числе мужчины, это непременно заметят. А заметив, задумаются. И кто-то наверняка сделает вывод, что такая элегантная, уверенная в себе женщина вполне достойна того, чтобы на ней жениться. Не говоря уже о том, что, изменив свой облик и приобретя уверенность, вы можете встретить и настоящую любовь.
Обращаясь к теме бесприданниц, нетрудно представить гневную реакцию мужчин. Ведь нередко выбор жены с приданым (как мы отметили, разным) происходит неосознанно. И даже осознавая выгоду, мужчина будет стремиться убеждать себя, что женщина ему просто по-настоящему нравится.
Конечно, бывает и так. В оправдание мужчинам, небезразличным к приданому, надо сказать, что жесткие условия современной жизни вообще затрудняют для многих эмоциональные проявления. Да и женщины в свои планы все чаще вводят «имущественный ценз»...