Мастер-класс по барельефной текстильной кукле. Кукла - картина

Делаем барельефную текстильную куклу
(Делаем барельефную текстильную куклу)

Урок ведет Галина Гричанова.

Еще недавно барельефная кукла была не слишком распространена. Само понятие "кукла" связывалось по традиции либо с игрушкой, либо с театральным или площадным действом, а тут уж, само собой, необходим полный объем.

Ситуация изменилась, когда в нашу жизнь вошло понятие "интерьерная кукла" и куклы стали активно использоваться для украшения жилых и даже общественных помещений. Дело в том, что у барельефной куклы перед классической есть довольно значительное преимущество: она банально занимает меньше места - а представьте, какое это имеет значение для владельца небольшого кафе или магазина, дорожащего каждым квадратным сантиметром торговой площади. Да и вообще, классическая кукла требует специального размещения, для нее нужно особое место (полка, ниша). Она теряется по соседству с другими вещами.

Барельефная же кукла в рамочке легко находит себе место в сложившемся, даже самом загруженном интерьере. И рядом с картинами или фотографиями она не теряется, не диссонирует с окружением.

Еще одна характерная черта барельефной куклы - простота изготовления. Хотя бы потому, что мы практически делаем половину работы, ибо нет нужды изготавливать твердый каркас и тщательно обрабатывать заднюю сторону. Я бы рекомендовала начинающим кукольникам прежде всего попробовать свои силы в барельефной технике.

Барельефные куклы изготавливают из самых разнообразных материалов: пластика, соленое тесто, керамика... Но я предпочитаю текстиль.

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Прежде всего, нужно выбрать художественный стиль, в котором мы будем работать. Я предпочитаю примитивизм. Почему? Наверно, в первую очередь, потому, что я с детства люблю Пиросмани. Чистый прямой взгляд, немножко детский контур рисунка, смешные животные... В этом стиле и сделана моя работа "Петербургское утро", с процессом изготовления которой мы и познакомимся на этом уроке.

Для работы понадобятся: деревянная рамка, картон, поролон или синтепон, тонкий эластичный трикотаж, ткани для одежды и фона, полосатый трикотаж (например, старый носок подходящего цвета), нитки, иголки, пуговицы, полистирол (можно вырезать кусок ведерка из-под майонеза), сухие румяна, несколько янтарных бусинок, ершики для прочистки курительных трубок. Выбор рамки очень важен, ибо во многом диктует композицию.

Любая художественная работа начинается с эскиза. Эта не исключение. Эскиз делается в натуральную величину для того, чтобы соразмерять изготовленные детали и держаться в размерах и пропорциях. Удобно обвести контур рамки на бумаге и делать эскиз прямо в ее очертаниях.

Голова

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Вырезаем из картона контур будущей головы. Затем накладываем на этот контур поролон толщиной 4 - 5 см. Такая толщина нужна потому, что после затяжки пришивания глаз и т.д. объем головы будет гораздо меньше.

(Делаем барельефную текстильную куклу)

На поролон накладываем тонкий плотный синтепон с припуском 2 - 3 см. Затем с таким же припуском выкраивается трикотаж, собирается по окружности на крепкую нитку, надевается на все 3 слоя и затягивается под картоном с изнаночной стороны. Получается своего рода яйцо.

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Носик формируем отдельно из комочка синтепона, обтянутого трикотажем и пришиваем к лицу мелкими стежками. В данном случае нос "картошечкой". Не так уж мало у нас таких носов. Никого они не портят, а Голливуд нам не указ. Если по замыслу нужен гордый римский нос, то под синтепон закладывается каркас из картона.

Ротик вышиваем гладью. Можно также сделать ротик из отдельного кусочка красного или розового трикотажа или нарисовать.

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Теперь нужно простегать эту заготовку в углах рта и в середине будущих глазниц. Кроме того, простежкой можно придать лицу индивидуальные черты, например, сделать ямочки на щеках и подбородке, откорректировать овал лица, подтягивая трикотаж с изнанки. Именно таким методом при необходимости можно достичь портретного сходства.

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Реснички и брови вышиваем черной ниткой. Глазки делаем из пуговиц, которые наложены на основу из полистирола (глазной белок). В основе предварительно проделывается отверстие для ножек пуговиц. За эти ножки глазки пришиваем к лицу (автоматически закрепляя полистироловую основу), туго затягивая нитку с изнанки.

На самом деле вариантов изготовления глаз - масса. Пуговицы можно подпилить надфилем, придавая глазам нужный разрез. Изготовленные из кромки ткани или ниток реснички можно приклеить с изнанки так, что они будут топорщиться. Можно все нарисовать...

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Теперь немного сухих румян. Куда их накладывать, знает каждая женщина.

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Чтобы сделать волосы, можно распустить кусок носка, из которого впоследствии будем шить кота, смотать нитки в небольшую пасму и прикрепить к середине головы, обернув пасмой заготовку сзади и зафиксировав с изнанки. Усложнять прическу у этой куклы не будем - это не соответствует замыслу. Но возможны самые разнообразные варианты: косы, узел, челка...

Бюст

Хороший бюст важен не только для реальной женщины, но и для ее кукольного изображения.

(Делаем барельефную текстильную куклу)

Тело изготавливается по той же методике, что и голова. На картонный контур накладываем поролон толщиной 1 см. На месте бюста закрепляем 2 плотных синтепоновых шарика.

После того, как тельце обшито трикотажем, делаем между шариками простежку ниткой в цвет тела - и бюст становится рельефным и соблазнительным. На бюст, как и на лицо, можно наложить немного косметики.

К телу приставляем голову. Пришивать необязательно - они воссоединятся при окончательной сборке.

Вот так непритязательно выглядит изнанка. Но, кроме автора, ее никто не увидит.

Ручки

Основа ладошек выгибается из ершиков для курительных трубок. Ершики - это мое ноу-хау, которым я с удовольствием делюсь. По сути, ершик - очень удобная и мягкая проволока, обмотанная чем-то ворсистым. Она не скользит, как обычная проволока, легко обшивается, а впоследствии можно придать любой изгиб каждому пальчику.

На основу накладываем предварительно выкроенные по форме ладони тонкий поролон и трикотаж. С изнанки каждый палец и ладошка сшиваются мелкими стежками.

Кот

Кота делаем из полосатого носка. В конечном итоге кот будет зафиксирован на кукле, поэтому он эластичный и каркаса не имеет - внутри сплошной синтепон. Только в хвост вшит такой же ершик, потому что хвост свободен и неизвестно, как захочется коту им крутить.

Щечки, подбородок, закрытые глазки - шарики из того же носка. Аналогичным образом изготавливаются лапки. Можно поиграть с цветом. Сделать кота черно-белым, рыжим, каким угодно... Но по первоначальному замыслу мне нужен был именно полосатый.

Носик и реснички вышиваем. Усы и брови - толстые нитки, пропущенные через голову до того, как пришить ее к туловищу. Концы ниток фиксируются каплей клея ПВА, чтобы не лохматились.

Сшиваем все детали мелкими незаметными стежками. Кот готов.

Сборка

Теперь барышню надо одеть. Сама тема куклы "Петербургское утро" предполагает что-нибудь небрежное, например, халат. Но какого цвета? Желтый халат красиво контрастирует с серо-бежевым котом, а теплый темно-зеленый фон гармонирует со всем остальным.

В эту гамму хорошо вписывается янтарь. Поэтому пришьем даме янтарные сережки из бусинок.

Подготовим фон. По внутреннему размеру рамки вырезаем картонный овал, не туго обтягиваем его тканью, подложив пышный слой синтепона (можно обрезки). Все это вклеиваем в раму и просушиваем.

Пока фон сохнет, сформируем на кукле халат из махровой салфетки с красивыми кромками. Кромки используются для отделки халата (воротник, манжеты).

Руки делать необязательно. Их роль выполняют рукава, к которым пришиваем ладошки. После окончательной фиксации куклы Вы сами убедитесь, что в руках, кроме кистей, нет необходимости.

Затем ручки, каждый пальчик (!), пришиваем к коту. Когда кот крепко "схвачен", находим ему самую уютную позу (понаблюдайте за своим домашним любимцем) и пришиваем к кукле (туловище, голову и каждую лапку), а уже потом фиксируем всю композицию на мягкий фон в раму.

Делаем это, пришивая крепкой ниткой за самые незаметные места. Когда кукла "утапливается" в мягкий фон, она становится с ним одним целым. При этом скрываются все дефекты изнанки, и работа принимает вид наивного парадного портрета, который в любом интерьере притянет неравнодушный взгляд.

Перевернем рамку, закроем все стежки еще одним картонным овалом, все вместе с рамкой заклеим бумагой или тканью и, в завершение процесса, привинтим крючок или петельку для подвешивания.

Кукольный мастер Галина Гричанова
разместил(а)  Прокопенко Сергей


Коментарии

Лидия Крайгород вы просто молодец!!!Очень красиво.хочу попробовать.

вика Крайгород это конечно мое личное мнение, но по-моему - отвратительно, что-то типа посмертной маски, или головы убитого на охоте животного.

21февраля 2010 . Вера: Крайгород Всё что вы делаете это просто необыкновенно, да вы просто умница. Супер.

Ольга Крайгород Наконец- то нашла что-то для души, читаю и улыбаюсь, спасибо, постараюсь следовать за Вами

Елена Крайгород Какая прелесть, а главное может сделать каждый!!!!!

Светлана Крайгород Какая прелесть. Обязательно сощью себе такую красотку...

Любовь Крайгород Спасибо Вам большое, очень красиво, постараюсь сделать, многое открыла для себя.

калерия Крайгород Очень клевая идея,кукла как живая:красивая,нежная,женственная.Супер!

Фрося Крайгород Спасибо большое!Очень интересно!Непременно попробую сделать что-нибудь этакое-хоть бы кота.Хорошо еще чего -нибудь на эту тему увидеть,но конечно работа очень тонкая.Сколько же терпения надо.Да ихудожник-это художник,а не самодеятельность как я...

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: