"Пока смерть не разлучит нас..". Жены декабристов

Знаменитые женщины
Знаменитые женщины

14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло первое в истории России организованное выступление дворян-революционеров против царского самодержавия и произвола. Восстание было подавлено. Пятерых его организаторов повесили, остальные были сосланы на каторгу в Сибирь, разжалованы в солдаты... Жены одиннадцати осужденных декабристов разделили их сибирское изгнание. Гражданский подвиг этих женщин - одна из славных страниц нашей истории.

В 1825 году Марии Николаевне Волконской исполнилось 20 лет. Дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского, красавица, воспетая Пушкиным, жена князя генерал-майора Волконского, она принадлежала к избранному обществу выдающихся по уму и образованию людей. И вдруг - крутой поворот судьбы.

В начале января 1826 года Сергей Волконский заехал на сутки в деревню к жене, ожидавшей первенца. Ночью разжег камин и стал бросать в огонь исписанные листы бумаги. На вопрос испуганной женщины: «В чем дело?» - Сергей Григорьевич бросил:- «Пестель арестован». «За что?» - ответа не последовало...

Следующее свидание супругов состоялось лишь через несколько месяцев в Петербурге, в Петропавловской крепости, где арестованные революционеры-декабристы (среди них были князь Сергей Волконский и дядя Марии Николаевны Василий Львович Давыдов) ждали решения своей участи...

Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская - принадлежали к знати.

Николай I предоставил каждой право развестись с мужем - «государственным преступником». Однако женщины пошли против воли и мнения большинства, открыто поддержав опальных. Они отрешились от роскоши, оставили детей, родных и близких и пошли за мужьями, которых любили. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание.

Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: «дно мешка», конец света, за тридевять земель. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами.

Первой - на другой же день вслед за каторжником-мужем - в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует - еще раз после столицы! - письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его. Через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что она продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками. Она соглашается...

Второй была Мария Волконская. День и ночь мчится она в кибитке, не останавливаясь на ночлег, не обедая, довольствуясь куском хлеба и стаканом чая. И так почти два месяца - в лютые морозы и пургу. Последний вечер перед отъездом из дома она провела с сыном, которого не имела права взять с собой. Малыш играл большой красивой печатью царского письма, в котором высочайшим повелением разрешалось матери покинуть сына навсегда...

В Иркутске Волконскую, как и Трубецкую, ожидали новые препятствия. Не читая, она подписала страшные условия, поставленные властями: лишение дворянских привилегий и переход на положение жены ссыльнокаторжного, ограниченной в правах передвижения, переписке, распоряжения своим имуществом. Ее дети, рожденные в Сибири, будут считаться казенными крестьянами.

Шесть тысяч верст пути позади - и женщины в Благодатском руднике, где их мужья добывают свинец. Десять часов каторжного труда под землей. Потом тюрьма, грязный, тесный деревянный дом из двух комнат. В одной - беглые каторжники-уголовники, в другой - восемь декабристов. Комната делится на каморки - два аршина в длину и два в ширину, где ютятся несколько заключенных. Низкий потолок, спину распрямить нельзя, бледный свет свечи, звон кандалов, насекомые, скудное питание, цинга, туберкулез и никаких вестей извне... И вдруг - любимые женщины!

Когда Трубецкая сквозь щель тюремного забора увидела мужа в кандалах, в коротком, оборванном и грязном тулупчике, худого, бледного, она упала в обморок. Приехавшая вслед за ней Волконская, потрясенная, опустилась перед мужем на колени и поцеловала его кандалы.

Николай I отнял у женщин все имущественные и наследственные права, разрешив лишь нищенские расходы на жизнь, в которых женщины должны были отчитываться перед начальником рудников.

Ничтожные суммы держали Волконскую и Трубецкую на грани нищеты. Пищу они ограничили супом и кашей, от ужинов отказались. Обед готовили и отправляли в тюрьму, чтобы поддержать узников. Привыкшая к изысканной кухне Трубецкая одно время ела только черный хлеб, запивая его квасом. Эта избалованная аристократка ходила в истрепанных башмаках и отморозила себе ноги, так как из своих теплых башмаков сшила шапочку одному из товарищей мужа, чтобы защитить его голову от падающих в шахте обломков породы.

Каторжное житье никто не мог рассчитать наперед. Однажды Волконская и Трубецкая увидели начальника рудников Бурнашева со свитой. Выбежали на улицу: под конвоем вели их мужей. По деревне разнеслось: - «Секретных судить будут!» Оказалось, заключенные объявили голодовку, когда надсмотрщик тюрьмы запретил им общаться между собой и отобрал свечи. Но властям пришлось уступить. Конфликт на этот раз разрешился мирно. Или вдруг среди ночи выстрелы подняли на ноги всю деревню: пытались бежать уголовные каторжники. Пойманных били плетьми, чтобы узнать, где они взяли деньги на побег. А деньги-то дала Волконская. Но никто и под пытками не выдал ее.

Осенью 1827 года декабристов из Благодатска перевели в Читу. В читинской тюрьме было более 70 революционеров. Теснота, кандальный звон раздражали и без того измученных людей. Но именно здесь стала складываться дружная декабристская семья. Дух коллективизма, товарищества, взаимного уважения, высокая нравственность, равенство, независимо от разности социального и материального положения господствовали в этой семье. Ее связующим стержнем стал святой день 14 декабря, и жертвы, принесенные ради него. Восемь женщин были равноправными членами этого уникального содружества.

Они поселились близ тюрьмы в деревенских избах, сами готовили еду, ходили за водой, топили печи. Полина Анненкова вспоминала: «Дамы наши часто приходили ко мне посмотреть, как я приготовляю обед, и просили их научить то сварить суп. то состряпать пирог. Когда приходилось чистить курицу, со слезами на глазах сознавались, что завидуют моему умению все делать, и горько жаловались на самих себя за то, что не умели ни за что взяться».

Свидания с мужьями разрешались всего лишь два раза в неделю в присутствии офицера. Поэтому любимым времяпрепровождением и единственным развлечением женщин было сидеть на большом камне напротив тюрьмы, иногда перекинуться словом с узниками.

Солдаты грубо прогоняли их, а однажды ударили Трубецкую. Женщины немедленно отправили жалобу в Петербург. А Трубецкая с тех пор демонстративно устраивала перед тюрьмой целые «приемы»: усаживалась на стул и поочередно беседовала с арестантами, собравшимися внутри тюремного двора. Беседа имела одно неудобство: приходилось довольно громко кричать, чтобы услышать друг друга. Но зато, сколько радости доставляло это заключенным!

Женщины быстро сдружились, хотя были очень разные. Невеста Анненкова приехала в Сибирь еще под именем мадемуазель Полина Гебль: «монаршей милостью» ей разрешено было соединить свою жизнь со ссыльным декабристом. Когда Анненкова повели в церковь венчаться, с него сняли кандалы, а по возвращении опять надели и увели в тюрьму. Полина, красивая и изящная, кипела жизнью и весельем, но все это было как бы внешней оболочкой глубоких чувств, заставивших молодую женщину отказаться от своей родины и независимой жизни.

Общей любимицей была жена Никиты Муравьева - Александра Григорьевна. Ни одна из декабристок, пожалуй, не удостоилась столь восторженных похвал в воспоминаниях сибирских изгнанников. Даже женщины, весьма строгие к представительницам своего пола и столь разные, как Мария Волконская и Полина Анненкова, здесь единодушны:- «Святая женщина. Она умерла на своем посту».

Александра Муравьева была олицетворением извечного женского идеала, редко достижимого в жизни: нежная и страстная возлюбленная, самоотверженная и преданная жена, заботливая, любящая мать. «Она была воплощенная любовь» - по словам декабриста Якушкина. «В делах любви и дружбы она не знала невозможного»,- вторит ему И.И.Пущин.

Муравьева стала первой жертвой Петровского завода - следующего после Читы места каторжных работ революционеров. Она умерла в 1832 году двадцати восьми лет. Никита Муравьев стал седым в тридцать шесть - в день смерти жены.

Еще при переходе каторжан из Читы в Петровский завод женская колония пополнилась двумя добровольными изгнанницами - приехали жены Розена и Юшневского. А через год - в сентябре 1831-го состоялась еще одна свадьба: к Василию Ивашеву приехала невеста Камилла Ле-Дантю.

Женщины-декабристки многое сделали в Сибири, Прежде всего они разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров. Николай I хотел всех заставить забыть имена осужденных, изжить их из памяти. Но вот приезжает Александра Григорьевна Муравьева и через тюремную решетку передает И. И, Пущину стихи его лицейского друга Александра Пушкина, Стихотворные строки «во глубине сибирских руд» рассказали декабристам о том, что они не забыты, что их помнят, им сочувствуют.

Родные, друзья пишут узникам. Им же запрещено отвечать (право на переписку они получали только с выходом на поселение). В этом сказался все тот же расчет правительства на изоляцию декабристов. Этот замысел разрушили женщины, связавшие заключенных с внешним миром. Они писали от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов, получали для них корреспонденцию и посылки, выписывали газеты и журналы.

Каждой женщине приходилось писать десять, а то и двадцать писем в неделю. Нагрузка была столь весомой, что не оставалось времени иногда написать собственным родителям и детям. «Не сетуйте на меня, добрые, бесценные мои Катя, Лиза, за краткость письма моего,- пишет Александра Ивановна Давыдова дочерям, оставленным у родственников.- У меня столько хлопот теперь, и на этой почте столько писем мне писать, что я насилу выбрала время для этих нескольких строк».

Находясь в Сибири, женщины вели непрестанную борьбу с петербургской и сибирской администрацией за облегчение условий заключения. Они называли в лицо коменданта Лепарского тюремщиком, добавляя, что ни один порядочный человек не согласился бы принять эту должность без того, чтоб не стремиться к облегчению участи узников. Когда генерал возражал, что его за это разжалуют в солдаты, те, не замедлив, отвечали: - «Ну что же, станьте солдатом, генерал, но будьте честным человеком».

Старые связи декабристок в столице, личное знакомство некоторых из них с царем удерживали иногда тюремщиков от произвола. Обаяние молодых образованных женщин, случалось, укрощало и администрацию, и уголовников.

Женщины умели поддержать павших духом, успокоить возбужденных и расстроенных, утешить огорченных. Естественно, что сплачивающая роль женщин увеличилась с появлением семейных очагов (с тех пор, как женам разрешили жить в тюрьме), а затем и первых «каторжных» детей - воспитанников всей колонии.

Разделяя судьбу революционеров, отмечая каждый год вместе с ними «святой день 14 декабря», женщины приближались к интересам и делам своих мужей (о которых не были осведомлены в прошлой жизни), становились как бы их соучастниками. «Вообрази, как они мне близки, - писала М. К. Юшневская из Петровского завода, - живем в одной тюрьме, терпим одинаковую участь и тешим друг друга воспоминаниями о милых, любезных родных наших».

Медленно тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих детей».

Москва и Петербург становились все более отдаленными воспоминаниями. Даже те, у кого мужья умирали, не получали права на возвращение. В 1844 году в этом отказали вдове Юшневского, в 1845-м - Ентальцевой.

Из-за Урала шли новые и новые партии ссыльных. Спустя 25 лет после декабристов везли на каторгу петрашевцев, в их числе и Ф.М.Достоевского. Декабристам удалось добиться свидания с ними, помочь продуктами, деньгами. «Они благословили нас в новый путь»,- вспоминал Достоевский.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году после тридцатилетней ссылки. Из одиннадцати женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, три остались здесь навечно. Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая. Последней умерла в 1895 году девяностотрехлетняя Александра Ивановна Давыдова. Умерла, окруженная многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших ее.

«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А.Вяземский, узнав об их решении.

Прошло много лет, но мы не перестаем восхищаться величием их любви бескорыстной душевной щедростью и красотой.

Э. Павлюченко


Коментарии

Еммануил ПротоСколково Статья великолепна для 70-80х годов прошлого века! АгитПроп живёт и процветает! "Страшно далеки они были от народа!" сказано было дедушкой Лениным про их мужей. Оно и верно, и задумка была так себе и исполнение бездарное. Жёнам же альтернативка весёлая: Государь развод разрешил, а вот Церковь - нет. Нет у неё разводов, один венец другой покрывает, да вот только замуж их бы уже никто не взял. Большинство из вас сведения о них почерпнули в "Звезде пленительного счастья", это понятно. Но там, в основном , вымысел. На деле же все было не так и страшно. И в быту и в содержании. Главным наказанием было отлучение от Петербурга, от "света", от родных. Погода в Сибири получше будет, чем на берегах Маркизовой лужи. И работой в каменоломнях декабристы себя не слишком утруждали, да и далеко не все туда попали. Многих губернаторы у себя оставили - умелых управленцев, да и просто грамотных людей в провинциях не хватало. Ну и т.д. Собственно я не принижаю роль жён декабристов - это для того времени был поступок. Хотя жёны простых ссыльных шли с мужьями в Сибирь поголовно и ничего, никто им памятник не поставил. Как, впрочем, и декабристкам. Если кто хочет подискутировать на эту тему, приглашаю на форум этого сайта," Форум диких хозяек", где эрудированный, добродушный, а - главное, скромный, я всегда ответит на любой вопрос почтеннейшей публики.))

Мирослава Ужгород Все мужчины, кто написал "таких женщин сейчас нет" таких и не встретят! Чего ищете - то и получите. А ищете вы только плохие негативные примеры. А нужно - наоборот. Такие женщины есть!!! Ищите и найдете! Обязательно!!! Но и самому нужно быть таким, за которым любимая пойдет на край света! Счастья вам и любви!

Сергей Астрахань В поиске верной супруги. Каторгу не обещаю, но легко не будет. ( Это шутка! ) : ) А если серьёзно, таких, какими были наши Бабушки и Мамы - уже не будет!

Ирина Москва А я вот , все равно не принимаю и не воспринимаю это все как подвиг от тех женщин, которые оставили своих детей! !!!

Саша Серпухов Начну с того, что есть фильм "Звезда пленительного счастья" - этот фильм о декабрьском восстании. Вот там и рассказывают о жёнах декабристов. Хочу напомнить они были из дворянского сословия и жёнами офицеров Русской армии - для них честь и долг - это не пустые слова. Не то, что нынешние. Детей бросают, бегают от кошелька к кошельку. Всё ищут халяву. Любви без денег очень мало ищут. Ребят контуженых, калек которые вернулись из горячих точек, бросают и убегают. Так что таких жён декабристов очень и очень сейчас мало. У большинства в глазах бабло и материальные ценности, и ни у кого нет дворянского воспитания и преданности. Жёны декабристов - это эталон женщины, которым подходят слова - долг совесть честь. При таких женщинах мужчина будет сильным, и он всегда знает за что в бой идёт. Но таких женщин сейчас всё меньше и меньше становится.

Ирина Нижний Новгород .... изучаю эту и близлежащие темы.... Господа, согласна почти со всеми кроме нескольких коментариев, генами заложено в русских женщинах самоотверженность и сильная любовь, но здесь еще плюс воспитание и образование, которое тоже играет огромную роль. На первом месте должен стоять муж, а уже только на втором дети....и еще жалость от слова жалить....В себе при желании можно развить качества настоящей женщины.....Это тяжелый и упорный труд! Россия за нами! Никогда на коленях не будем!..

мАРИАННА Витебск ПРО ЖЕН ДЕКАБРИСТОВ СНЯТ ОДИН ИЗ ЧУДЕЙСНИЙШИХ ФИЛЬМОВ"ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ"БЕЗ СЛЕЗ И ВОСХИЩЕНИЯ СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ!

Елена Москва Все пишут свое мнение о замечательных женщинах - женах декабристов. Да, согласна! А много ли сейчас таких мужчин, за которыми стоит и можно последовать на каторгу. Скорее всего среди современниц все-таки еще найдутся верные и самоотверженные. А вот "декабристов" явно стало меньше.

Анна Крайгород Статья отличная и очень глубокая, автор молодец)

андрей Крайгород нормально спс за инфу

Саша Крайгород очень хорошо друзья мои

Сергей Крайгород А Бушков на это все смотрит иначе... Декабристы-декабристки у него героями не выглядят.

Наталья Крайгород Спасибо за статью. Восхищения достойны не только жены-декабристки, но и сами декабристы. Сейчас много говорят, что при царях жилось хорошо. Что же просвещенные умы России восставали против самодержавия? Нам нужно знать свою историю, чтобы иметь будущее. А женщинам-декабристкам - низкий поклон за пример истинной любви.

Виталик Крайгород я сижу в тюрьме уже восемь лет. тысячи судеб и тысячи историй. И только один случай , когда женщина пошла за своим мужчиной в места его заключения. только один. а ведь совсем не нужно сегодня ехать в Сибирь. разница времен, нравов, приоритетов, жизненных ценностей. никто не хочет отрывать свою розовую попку с насиженного местечка. никто никого не осуждает. каждый выбирает свой путь сам.

Жанна Крайгород А я бы поехала бы за своим мужем хоть на край света хоть за край!Потому что перед Всевышним давала слово "быть ему опорой во всем,и в радости и в горе...."

Иван Крайгород Это не подвиг, это просто была настоящая любовь. Любой мужчина так умеет любить, что на каторгу пойдёт ради любимой жены, а женщины такие встречаются единицы. Таких любящих женщин сейчас нет нигде. И в то далёкое время таких нашлось всего одиннадцать человек из всей России!

Елена Крайгород Поражена подвигом этих ВЕЛИКИХ женщин!

Алёна Крайгород Жаль, что вдовам отказали в возвращении. Женщины были бы сейчас совсем другими в России.

Сано Крайгород Я верю что таких женьщин можно встретить только в россии.

Вивьен Крайгород Чудные, чудные. настоящие Женщины. читала со слезами, особенно о Волконской и Сашези(Муравьева). Спасибо автору.)

Мама Крайгород Я удевляюсь таким женщинам , которые бросели своих малых детей и ушли с преступниками-мужъями в тюрьму. Конечно жалко мужей но не бросать ведь детей , у Матери прежде всего долг перед ребенком, теперь практический у детей нет ни только отца но и матери их жалко больше, а декабристам не нужно было бы востовать подумали бы о детях, всем жизнь испортели своим повидением

Капитан Немо Крайгород спасибо

Анна Крайгород Со слезами читала поэму Некрасова "Русские женщины", она посвящена как раз женам декабристов...эти Женщины показали высший пример того идеала к которому стоит стремиться! Статья прекрасна, спасибо)

Валеро=)Sos Крайгород Вот пожалуйста- отличная тема для нашего кинематографа! "Жены декабрисов"- вот про кого следовало бы снять фильм! Благородство преданных красавиц-жен, принявших муки со своими мужьями. Отказавшись отвсего, они держались только любовью! Вот какая тема для подрастающего поколения и русского народа, практически утратившего чувство патриотизма, самоотверженность, горячую любовь в супружеской жизни!!! Потрясающая статья! Большое спасибо!!!

Соколовская Анастасия Крайгород Потрясающая работа, читала с огромным интересом! Теперь любовь к российской истории возросла у меня до предела. Великие люди эти женщины!

Марина Крайгород Сказать что восхищаюсь поступком этих женщин - это ничего не сказать. Сколько надо иметь смелости, как сильно надо любить своих мужей, быть преданными им, чтобы бросить всё, покинуть родных и уехать на вечные муки!

надежда Крайгород мне бы такую преданную моему сыну невестку.

МаШуЛя Крайгород Вот именно на таких женщинах держится мир)))спасибо за статью)))она превосходная...

Малика Крайгород Эти женщины всегда были для меня символом настоящей любви. Всегда мечтала, чтобы в моей жизи была такая великая любовь, как у них.

саша Крайгород крутая статья!красиво написано!

Аня Крайгород Мне очень понравилось!

Аврора Крайгород Вообще-то из 11-ти декабристок русскими были только пять, из остальных: две (Анненкова и Ивашева) -- чистокровные француженки, одна (Трубецкая) - француженка по отцу и воспитанию, две польки по крови и культурной ориентации (Ентальцева и Юшневская), две - украинки хотя бы наполовину (Волконская и Давыдова).

Нащтащ=) Крайгород Мне оч... понравился статья...Они прям герои...Спасибо большое...=****

Алена Крайгород спасибо,хорошая информация,доклад по истории сделан)

Дискэ Крайгород Спасибо за информацию. Да, сейчас всё это кажется немыслимым... Такие поступки вызывают восхищение. Низкий поклон им!

Мыфка Крайгород Хорошая статья. Как говорится "русская баба и коня на скаку остановит и в горящую избу войдет".

Марина Крайгород Удивительные женщины , я знаю точно что я на такое не способна.......

Stasy Крайгород Жёны декабристов- это явление, к-рое можно встретить только в России. Женщины, к-рые способны на всё ради своих мужей. Они заслуживают аплодисментов.

Любовь Крайгород 14.12.2009 Это ж какое было получить

алексей Крайгород спасибо большое за статью.Восторгаюсь такими женами.

Виктор Крайгород Отличная статья. Жаль сейчас не встретишь таких женщин.

Сауле Крайгород Меня это особо не удивило.Я бы удивилась если бы мужчина вслед за женщиной поехал и терпел все это.Почему-то только она все стерпит.Мужчины всегда убегают от проблем.

Регишка Крайгород Да... Чтобы решиться на такое нужно иметь смелость в два раза большую чем у самих декабристов

Ксения Крайгород Детей конечно жаль, но думаю поступок их матерей стал ещё большим поводом для уважения и любви к ним, примером и образцом настоящего чувства.

юля Крайгород превосходная статья!спасибо большое.

карлыгаш Крайгород привосходная статья! вот она настоящая преданность и любовь

Екатерина Крайгород Русские женщины воостину смелы и прекраасны.В на ше время мало кто решился бы отказаться ото всех благ и уехать туда где нет будущего!

лариса Крайгород А мне жалко детей, матери их бросили!

нина Крайгород как им было страшно и трудно все эти годы, может,кто то и жалел о сделанном,но судьба, любовь,долг,внутренняя сила помогали,сильные женщины романтического времени

лариса Крайгород потрясающая преданность и самопожертвование этих женщин вызывает чувство восхищения и почтения.

Кристина Крайгород Русские женщины всегда были героическими,какие бы испытания не готовила им судьба.Статья просто прекрасная.Спасибо.

Лиза Крайгород Действительно , русские женщиы должны быть такими же как и эти героические жены декабристов . Мне очень понравилась эта статья . Спасибо.

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: