Частичное окрашивание ткани в просторечии называют батиком. Скучные, линялые, покрытые пятнами вещи можно совершенно преобразить нехитрыми приемами крашения и раскрашивания. Лоскут белого шелка от погибшей блузы или кусок х/б полотна (часть простыни, например) имеют шанс превратиться в произведение искусства, пусть даже в духе примитивизма.
У нас называют батиком практически все способы раскрашивания ткани, кроме разве что обращения в сервис химчистки - крашения. Различают несколько видов батика.
Горячий батик - древнее юго-восточное искусство сочетания ткани, краски и воска. Горячий воск (специальный состав или просто парафин) наносят на поверхность материала, он застывает и мешает краске проникнуть внутрь волокна. Последовательно нанося воск и макая материал во все более темную краску, получают изысканные орнаменты.
Способы нанесения горячего воска на ткань:
• кистью (иногда широким флейцем)
• специальной воронкой с оттянутым носиком
• маленькой металлической штучкой (ее называют чантинг или къянтинг), напоминающей кофеварку, но с длинным носиком - их удобно использовать по две - одна греется, другая в работе
• есть электрические чантингиMbr>• можно просто накапать на ткань воском с горящей свечи, но художественно.
Краски для батика используют самые разные:
• специальные краски для батика, обычно импортные и очень дорогие
• старорежимные красители для ткани - цветовая гамма гораздо беднее, но цена приятнее и способствует экспериментам
• чернила и тушь.
Ткань для батика предпочтительнее выбирать светлую однотонную (обычно белую), хлопок, натуральный и искусственный шелк, иногда синтетику. Новую ткань обязательно декатируют, удаляя все пропитки. Ткань натягивают на раму.
Рамки для батика бывают самые разнообразные, самая простая - любая деревянная из четырех досок, к которой ткань прикрепляют канцелярскими кнопками. Для художников-профессионалов существуют специальные раздвижные столы с крючками для натягивания заготовок. Деревянную рамку можно спасти от пятен краски лентой скотча.
По окончанию крашения воск удаляют прогреванием и проглаживанием. Если воск удален не полностью (без применения растворителей), то фиксации краски не требуется.
Эффект «кракле» - равномерный сплошной слой воска, нанесенный широкой кистью па ткань, художественно разламывают и поверх воска наносят краску, которая проникает сквозь трещины. После удаления носка на поверхности остается паутина. Будет ли она тонкой и загадочной или грубой и грязной - зависит от умения и применяемых материалов.
Холодный батик (техника гутта). Вместо воска используется резервный (или контурный) состав, которым устанавливаются границы растекания краски. Эти составы можно попытаться приготовить самостоятельно по прописям или купить готовые. Готовые составы бывают всех цветов, в удобной для нанесения таре, с добавлением всевозможных блестков и без них. Один серьезный минус - дорого.
Самодельный контурный состав: парафин 100 г, канифоль 4 г, резиновый клей 400-500 г, бензин 500-400 г. Измельченный парафин смешивается с резиновым клеем, туда добавляют бензин, еще раз перемешивают и расплавляют на водяной бане при температуре 95-97°С до однородной массы. Хранить в стеклянной посуде с притертой пробкой. Разводить, если густо, бензином заранее, лучше слегка согреть.
Важно учесть, что смесь горюча! Открытый огонь исключить. Вентиляция должна быть в порядке.
Наносят резерв стеклянной трубочкой с резервуаром и оттянутым тонким носиком. Краски тс же, что и при горячем батике. Ткани предпочтительнее тонкие, изысканные, особо ценят шелк. Полученный результат необходимо зафиксировать: запарить или покрыть специальным составом (см. инструкцию к краске).
(продолжение следует)