Научите трудиться

Детская психология
Детская психология

Случается так, что живой, веселый и энергичный малыш, развитый и любознательный, вдруг начинает испытывать трудности в школе. Все у него валится из рук, он не успевает, мучается, а, в итоге, воспитывается неприязнь и даже ненависть к учебе и школе. Родители бить тревогу, не понимая, что происходит, но причины такой проблемы могут лежать в самом воспитании ребенка, а не в его здоровье или отсутствии способностей к учебе. Это случается, когда детей не приучили трудиться.

Можно привести немало примеров, когда способнейшие от природы дети становятся весьма заурядными людьми только потому, что не хотели и не умели трудиться. Психологи считают, что в этих случаях нарушено соотношение между интеллектом и эффектом: люди могли бы многого достичь, если бы захотели, но вся беда их в том, что они не могут сильно и длительно хотеть. У них своевременно не воспитаны волевые качества и стойкая привычка к труду.

К сожалению, сами родители нередко нарушают естественные условия правильного формирования личности ребенка, оберегают своих маленьких, а потом и великовозрастных детей от всякого труда: «Мал еще, успеет, наработается. Пусть лучше погуляет, отдохнет...» Вот так исподволь растет эгоист и бездельник. А потом мамы все чаще слышат от повзрослевших детей: «Не хочу! Не буду! Сделай сама! Мне некогда!» И... делают все сами.

О чем должны всегда помнить родители? Никогда не делайте за малыша то, что он в состоянии сделать сам. Вот он бросил игрушку. Пусть поднимет ее. Плохо слушаются пальчики? Помогите. Научите. Древняя индийская мудрость гласит: «Если ты дашь человеку рыбу, он будет сыт единожды. Если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь».

Прежде всего, маленький человек должен научиться обслуживать себя: умываться и чистить зубы, расстилать и застилать постель, одеваться, обуваться, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки, завязывать бантики. Перед сном он должен вычистить свою, а позже и не только свою обувь, навести порядок в своем уголке или в комнате, аккуратно уложить портфель, почистить и повесить на место одежду. В выработке подобных привычек важен личный пример взрослых, ведь решающим фактором в воспитании являются дела, а не слова, и, требуя что-то от ребенка, необходимо то же самое выполнять самим.

Естественно, за работой малыша нужен контроль - до тех пор, пока у него не сложится достаточно устойчивая привычка к самообслуживанию, к выполнению определенного поручения. Стоит ли наказывать ребенка, если он не хочет что-либо делать? Нет. В процессе воспитания все решает выдержка, терпение. Надо суметь убедить ребенка:- «все так делают», «не сделать этого нельзя». Поможет в этом не только настойчивость, но и выдумка, игра, особенно, с маленькими детьми. Например, вы даете сыну или дочке задание не просто подмести пол, а приготовить... аэродром к посадке самолета, чтобы самолет не натолкнулся на препятствие, и т. п.

Важно не упустить ответственный момент в жизни ребенка, когда он в возрасте 2-3 лет буквально рвется к самостоятельности: «Я сам! Сам хочу!» Дайте ребенку возможность сделать желаемое. Пусть он развивает и совершенствует свои движения, ловкость, смекалку. Да, вначале все будет вкривь и вкось, все будет валиться из рук. Уйдите на время из комнаты, где трудится малыш, ни в коем случае не подстраховывайте каждое его движение, не лишайте его удовольствия самостоятельно преодолевать трудности. Чтобы научиться что-либо делать, надо, прежде всего... делать. Вот пусть и пыхтит, но делает. Научится!

Но не только самообслуживанием ограничивается круг дел и обязанностей растущего человека. Очень хорошо, если за ним закреплено какое-либо постоянное поручение. Приучите его подметать пол, вытирать пыль, ухаживать за цветами, мыть посуду... А подростки вообще могут и должны делать многое: стирать и гладить белье (мелкие вещи), убирать квартиру, чистить овощи, готовить несложные блюда, накрывать на стол, работать в саду, на огороде, ухаживать за животными, если они есть в доме.

У детей обычно спрашивают, как они помогают маме, папе, бабушке. А почему, собственно, помогают? Одно дело самому выполнять какую-то работу и отвечать за нее и совсем другое - помогать. Это сковывает инициативу, избавляет от ответственности.

Привычка к любому, даже самому непрестижному труду, желание трудиться способствуют развитию физических и моральных сил, воспитывают волю и выносливость, делают человека инициативным, ответственным, энергичным. Из трудолюбивых детей вырастут активные, самостоятельные люди, способные жить нормальной полноценной жизнью. А для матери нет большего счастья, чем видеть своего ребенка удачливым м счастливым.

разместил(а)  Дубинина Тамара


Коментарии

vera Крайгород Здравствуйте! У меня 3 девочки. В свое время не научились трудиться, помогать. Теперь трудно с ними. На вопрос о помощи отвечают - мы учимся, нам некогда. Как их теперь заставить помогать, уже выросших, подскажите? Спасибо!

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: