Валяльных дел мастерица

Женские судьбы: найти дело по душе
Женские судьбы: найти дело по душе

«Валенок свалять, что песню сыграть!» - любил приговаривать дед Алексей Глотов, лучший во всей Кулешовке мастер-валяльщик. Со всей округи шли и ехали к нему крестьяне, даже горожане заглядывали, чтобы заказать к зиме теплую обувку для себя и деток, для старых ног любимой мамушки… Большим спросом пользовался этот товар во все времена, поэтому и ценили таких мастеров, и уважали, чествовали на сельских праздниках.

Нужную для хозяйства и семьи науку перенял он, простой деревенский мужик, в пору, когда предпочтение отдавалось не фабричным ботинкам и штиблетам, сапожкам да буркам, а все той же валеночной паре. Зимы послевоенные были лютые, многоснежные, без валенок – никуда.

Алексей Степанович работал в колхозе на тракторе, а когда попал в аварию и сбедил правую руку, пришлось уйти в специалисты по технике безопасности. Работал одно время на ферме, в мастерской, словом, куда пошлют. А еще растил, учил, поднимал детей, занимался хозяйством - забот невпроворот. Потихоньку ушло на задний план валяльное дело. Навезли в сельмаг всякой обувки, и спрос на его продукцию почти до нуля упал. Так, время от времени по чьему-нибудь персональному заказу скатает пару, другую валенок и опять простой.

Нет-нет, да поглядывал Степаныч на забытые в других делах-заботах инструменты. И однажды, побывав в гостях у дальнего знакомого в соседнем районе, можно сказать, своего коллеги, высмотрел там устройство одной замечательной машинки. Сам, одной только рукой смастерил шерстобитку и потихоньку снова начал заниматься валенками.

Спустя некоторое время заказал в городе фабричную машину. Дело пошло более споро. Так, до преклонных лет не бросал это занятие, а когда зять Михаил начал проявлять интерес к фамильному делу Глотовых, то тесть несказанно обрадовался. И взялся обучить его по полной программе.

- Отца уже нет с нами, - с грустью рассказывает его дочка Надежда Алексеевна, - но наказ его - не бросать валяльное ремесло - мы с мужем стараемся выполнять. Да и сама жизнь, обстоятельства заставляют повернуться к дедушкиной и отцовской науке выживания. Раньше ведь каждая семья в селе обеспечивала себя сама всем необходимым. Бабушка и мама умели ткать, вязать, прясть, вышивать, слыли неплохими швеями. Хлеб испечь, обед сготовить, избу поштукатурить, внутри все побелить, дом ли поставить - все это умели наши родители.

А с каким знанием ухаживали за скотом, выращивали чудо-урожаи картофеля, овощей, бахчевых культур. На все хватало сил, упорства, желания, только вот со временем всегда была нехватка. Мои отец и мать мало отдыхали, но много и упорно работали. Теперь для нас с Михаилом пришла такая пора. Детям, внукам хочется помочь, чтоб не хуже других жили, ну, и мы их, чтобы за никчемность и безделье не корили. Вот и возродили всей семьей стародавнее ремесло. И не жалеем об этом.

Но, прежде чем рассказать об этом уникальном деле, хотелось бы представить семью Владимировых. Надежда Алексеевна более двух десятков лет отработала на колхозной молочнотоварной ферме, и все эти годы была передовой дояркой., неоднократно занимала призовые места в конкурсах профессионального мастерства. Михаил Алексеевич работал в животноводстве и полеводстве на тракторе. У них двое сыновей, четверо внуков. Два года назад родилась внученька Наташа, и счастливые родители, бабушка и дедушка поджидают с нетерпением оформления семейного капитала. Дед Миша уже свалял крохотные пимочки для внученьки.

Вот такие приятные радости, которые сглаживают житейские тяготы. Хозяйство, в котором столько лет отработали Владимировы, где первую трудовую выучку проходили их дети, обанкротили. Все постройки на ферме продали за бесценок. Надежда выучилась на оператора котельной, а Михаил устроился в частную охранную фирму. Достаток даже по сельским меркам невелик, поэтому держат поросят, курей, корову. Но больше всего прибавку к семейному бюджету дают Владимировым валенки. Здесь супруги дело развернули покруче, чем ныне покойный Алексей Степанович.

- И можно было бы поставить валяльное дело на поток,- делится своими планами Надежда Алексеевна,- да вся закавыка в том, что в окрестных селах района очень мало держат овец, я уж не говорю о том, что в хозяйствах их вообще не стало. А те, кто все-таки водит овцу, перестали стричь ее по осени, мол, достаточно только весенней стрижки. И где взять сырье? А тот, кто все-таки снимает осеннее руно, не знает, куда его сдать или сбыть. Посредников в виде закупочных кооперативов у нас в районе нет. Приходится нам выезжать в ближние районы для заготовки сырья. Как-то приезжаем в соседнюю Трофимовку, где овцеводством занимаются уже 175 лет, столько стоит на земле эта деревня. Спрашиваем, у кого можно шерсть купить. А они смеются: «Доезжайте до первого оврага, там, под кручей и найдете всех сортов и мастей».

- А, скажите, с чего начинается работа над изготовлением валенка?

- С самой рутинной и грязной операции, - терпеливо начинает свой экскурс в секреты ремесла Надежда Алексеевна. - Всю шерсть, но только от овец русской породы и только осенней стрижки, надо вручную перебрать от мусора. Затем пропускаем сырье через шерстобитку. На выходе получается пышный рулон. Вот его мастер и берет… в лепку.

Да, да! С помощью одних только сильных и натренированных пальцев, смоченных водой, лепит мастер из этого рулона будущий валенок, но только на три-четыре размера больше, чем нужно по заказу. Как только форма обозначилась четко, начинается варка. Заготовку опускаем в котел с горячей водой, время от времени долепливая, оглаживая, приминая, уплотняя… Так вот катают и валенки, и чесанки, и полуваленки, и коты-калоши для мужчин и женщин, детей и стариков - на любые размеры и вкусы. Можем серенькие, а можем и беленькие, надо черные, жуковые - покрасим шерсть и почти готова обновка! После горячей обработки следует сушка и доводка до товарного вида. Проходим по изделию наждаком, а потом и огоньком, чтобы убрать, по выражению детского писателя Успенского, лохматость и волосатость.

И завершая интересный экскурс, Надежда Алексеевна рассказала одну историю. Как-то на рынке подошла к ее валенкам одна старушка. Наклонилась над облюбованной парой и начала сильно дуть в голенища, подставив под подошвы ладони. Хозяйка товара сильно удивилась, мол, что за шаманство такое. А та улыбнулась и сказала, что именно так проверяется качество работы мастера.

Так ли, не так, а может, и по-другому приглядываются и прицениваются к владимировским валенкам покупатели, но возврата никогда не бывает. Наоборот, после удачной покупки приходят еще или приводят своих знакомых. В последние годы, несмотря на теплые зимы, спрос на валенки стал заметно повышаться. Снова вошла в моду обувь из натурального сырья, да и сами по себе валенки – первейшее лечебное средство при подагре, радикулите, особенно в осенние дни, когда в наши бетонные квартиры так долго не подают тепло.

За год Владимировы выдают «на гора» от 150 до 200 пар валенок. Много это или мало? По меркам среднего магазина - не так уж и мало, так как фабричные валенки покупают плохо, а вот на рынке, особенно в зимние морозные деньки, берут нарасхват!

Антонида Бердникова член Союза журналистов России г.Нефтегорск Самарской области


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: