«Покупатель и продавец! Будьте взаимно вежливы!» - этой сакраментальной фразой имело бы смысл сопровождать каждое открытие автоматических дверей в магазинах. Но, увы, сплошь и рядом мы сталкиваемся с неприкрытой враждебностью представителей двух лагерей — покупательского и торгового.
Покупателю следует помнить, что все магазины самообслуживания оснащены видеокамерами, с помощью которых за вами наблюдают специально обученные люди. Если чье-то поведение покажется им подозрительным, то они подойдут и попросят человека предъявить содержимое карманов.
Вы вправе отказаться это сделать. Охрана магазина не имеет права применять против вас силу, но обязана вызвать в магазин представителя власти. Вот ему-то вы уже не можете отказать в праве досмотреть вас. В любом случае с охраной бессмысленно спорить или препираться, даже если она трижды неправа.
Продавец обязан быть приветливым и предлагать покупателям посмотреть тот или иной товар, рассказать о его достоинствах. Покупатель, в свою очередь, обязан сохранять учтивость и либо принять предложения продавца, либо вежливо отклонить их.
Если при расплате в кассе супермаркета у вас обнаруживается нехватка наличных денег, то в этом нет ничего позорного (во всем виноваты цены). Нужно просто отказаться от некоторых покупок или отложить выбранный товар и отправиться за деньгами. Если итоговая сумма показалась вам завышенной, то отойдите в сторону и терпеливо сверьтесь с чеком. Все мы можем ошибиться, а машина — тем более.
Обращаться к продавцу нужно исключительно на «вы», недопустимо барское тыканье независимо от того, нравится вам местное обслуживание или нет. В русском обиходе всех продавцов моложе бальзаковского возраста принято звать «девушками», к пожилым женщинам можно обращаться просто на «вы». Если так уж необходимо персонифицировать обращение, то посмотрите на униформу продавца: очень часто на ней приколот бейджик (табличка) с именем и фамилией.
Помните, что в магазине вы не обязаны ничего покупать, а можете ограничиться осмотром, но все же не нужно строить из себя привередливого покупателя, часами заниматься примерками и уйти, так ничего и не купив.
Чаевые сотрудникам супермаркетов давать не принято.