Поток людей уносил Наташу все дальше и дальше от любви, тепла и благополучия. Московская подземка в одно мгновение стала убежищем для несбыточных надежд, глупых наивных мыслей, воспоминаний. Она с каким-то мазохистским удовольствием окунулась в толпу москвичей и гостей столицы, ее толкали, задевали сумками, дышали в лицо чесночным перегаром. Она слилась с безликой массой, стала неотъемлемой частью серой толпы и была безмерно этому рада.
Кто бы мог подумать, что жизнь сделает такой зигзаг. Полгода назад Наташа ехала на работу в сонном вагоне метро и думала о своей горькой судьбе: нет радости в жизни, нет мужа, нет собственного жилья, нет детей - да много чего нет. А так хотелось простого женского счастья. Как, там, в песне поется - «…был бы милый рядом»?
Хорошо, чтобы у этого милого была и машина, и шалаш в виде квартирки, и хотя бы средний, но доход. Как же ей в тот момент хотелось не трястись в метро, а мило ворковать в салоне дорогого автомобиля, вдыхая запах кожаного салона и аромат изысканного мужского парфюма! Эх, мечты! Ну, чем эти соплячки, которых каждый вечер забирают с работы солидные мены, лучше Наташки? Хотя, пожалуй, одно достоинство у них есть - это возраст!
Годы летят. Вот уже и первые морщинки рассыпались лучиками вокруг глаз, и никакие чудодейственный кремы не скроют первые признаки, нет, не возраста, а, скорее, женской мудрости и пережитых трудностей. Так думала Наташка, разглядывая в мутном окне вагона свое отражение. Соломенные кудряшки, голубые глаза, белое мраморное лицо, родинка на щеке. «Хороша!» - она улыбнулась и уткнулась лицом в черный вязаный шарф.
Но мысли опять лавиной накрыли молодую женщину, а на смену мимолетной радости пришел само собой напрашивающийся вопрос - сколько еще той молодости и красоты осталось? Ну, может, лет на пять хватит, а дальше? Об этом думать не хотелось. И тут Наташа пообещала сама себе – выйду замуж, чего бы мне этого не стоило! Терпение и труд все перетрут. Главное - верить и действовать, тогда все получится. Решила, а через полчаса напрочь забыла о своих намерениях.
Круговорот и вечная суета на работе. Вечером в маленькой съемной квартирке треп с подругой по телефону, веселая переписка в аське, ничего не значащий флирт с молоденьким парнишкой из Киева по скайпу. Иногда, конечно, выдавались и походы в театр, и ни к чему не обязывающие свидания в кафешках, и прогулки по вечернему городу, но без влюбленных вздохов и продолжения. Обыкновенная жизнь молодой женщины.
Судьба постучала в дверь, а Наташка, как всегда оказалась не готова к ее сюрпризам. Возвращалась как-то поздно вечером, немного навеселе, от друзей. Голова слегка кружилось, и она решила поймать машину. Остановилась серебристая иномарка. Водитель не торговался, согласился подвезти до метро «Университет» за символическую плату. В салоне было тепло, женщину разморило, и она задремала. Водитель оказался тактичным, с разговорами не лез, но изредка поглядывал на случайную попутчицу. «Сколько ей лет? - думал Стас, - ну от силы лет двадцать семь, хотя… косметика творит чудеса… Симпатичная!».
Ну а дальше, как в старом кино, мужчина отказался от денег, попросил телефон, и Наташа, немного смущаясь, оставила свой номер незнакомцу. На следующий день Стас позвонил. Пригласил выпить кофе, побродить по Старому Арбату. Женщина согласилась.
Нельзя сказать, что Стас очень понравился Наташе: крупное телосложение, несмотря на молодой возраст, пивной животик, залысины, безвольный подбородок. Но это такие мелочи! Разве внешность украшает настоящих мужчин? Красота мужчины в его поступках. А поступки говорили сами за себя. Розы, комплименты, золотое колечко, планы на дальнейшую жизнь, забота и все – птичка попалась в клетку.
Теперь Наташа редко ездила на метро. Утром Стас отвозил ее на работу, а вечером забирал. Какое же это счастье - не толкаться в душном вагоне! А на свадьбу была обещана в подарок новенькая девятка (это пока не появится опыт вождения, дальше будут только иномарки). Подруги завидовали - повезло!
Наташке льстило внимание Стаса. Коренной москвич, закончил престижный московский ВУЗ, единственный сын у родителей, машина, квартира и совсем не средний месячный доход, женат не был, детей не имел - чем не жених?! Но иногда что-то настораживало молодую женщину в выражении зеленых выпуклых глаз, в сладких речах, от которых порой становилось приторно до тошноты. Ворочаясь от бессонницы в постели, она твердила – просто не люблю. А утром делилась переживаниями с подругой, которая смеялась над глупостью и отвечала – не перебирай! Замуж пора!
Через месяц общения Стас пригласил Наташу на дачу – его родители хотели познакомиться с невестой сына. Мама оказалась натурой властной и хитрой. Отец казался безвольным и во всем соглашался с женой. Наташа, привыкшая к честным и искренним отношениям, старалась вести себя непринужденно, однако чувствовала себя как на собеседовании или допросе. «Наташенька, так ты не москвичка? А где живут твои родители? Кем работает мама? Папа на пенсии? Сколько же ему лет? Ты один ребенок в семье? Какой институт закончила? Работаешь в издательстве? Очень интересно, а зарплата хоть устраивает? Конечно-конечно, удовольствие работа тоже должна приносить, но и деньги лишними не бывают. А что с жильем? Снимаешь квартиру? А вот у Стаса своего жилья тоже нет, живет в квартире бабушки, так что можно сказать, вы почти в равных условиях» – мать хитро улыбалась и сверлила девушку своими пронзительными глазами-буравчиками. Наташа не могла поверить собственным ушам. Как можно сравнивать?
Она - провинциалка, привыкшая добиваться всего своим трудом. Училась, жила в общаге, потом работала, постоянно доказывая свой профессионализм и трудолюбие. Меняла квартиры, экономила, помогала родителям, успевала читать, ходить в театры, посещать выставки и, несмотря ни на что, мечтать.
Стас же вырос в тепличных условиях, в университет устроил папа, мама обеспечивала уют дома, от армии отмазали, после окончания института стал жить в бабушкиной квартире самостоятельно. Родители помогли устроиться на работу.
Стас не пользовался успехом у женщин - был жадноватым, считал, что ухаживать за москвичками дорого. Другое дело - девушки из провинции, ничего не требуют и мечтают выйти замуж. Из них можно веревки вить при правильном подходе и можно не распинаться. Главное вначале пустить пыль в глаза – подарки, обещания, а там все пойдет как по маслу. К тому же выбирал он женщин намного старше себя, тем, которым не нужно что-то доказывать, а отношения в основном держатся на сексуальной привязанности.
С Наташей же они были ровесниками. Пообщавшись, Стас подумал, что неплохая жена получится из этой молодой женщины: капризничать не будет, не девочка, а свои амбиции засунет, куда подальше ради московской прописки, готовит хорошо, образована, привлекательна. Да и жениться пора. Главное обезопасить себя в материальном плане.
Сразу было заметно, что Наташа, как и все женщины, хочет замуж. При этом она была не избалована, радовалась любому знаку внимания, верила в обещания, производила впечатление бескорыстной и порядочной женщины. В случае развода уйдет с тем, с чем пришла, ничего не получит. Стас уж об этом позаботиться. Наташа даже не догадывалась о «премудрых» мыслях своего избранника.
«Я думаю, что взрослые люди должны быть самостоятельными и независимыми, так что это вполне нормально начинать все с нуля, снимать квартиру, рассчитывать на свои силы» - парировала женщина. Она никогда не сможет вписаться в семью, где разговоры и мысли только о деньгах, где страх за недвижимость не позволяет разглядеть самое главное – человеческую душу.
Она искренне надеялась, что Стас мало похож на своих родителей, да и жить они будут отдельно. Выяснилось, что семья отнюдь не бедная, две квартиры в Москве, одна в области, две дачи, у каждого члена семьи машина, да и счет в банке на круглую сумму. Жадность матери Стаса удивительно сочеталась с желанием похвастаться перед бедной провинциалкой. Не было в этот вечер задушевных разговоров о родственных узах, об увлечениях, воспоминаний из детства Стаса.
Разговор угасал, Наташа улыбалась, кивала головой, помогала убрать со стола. Отметила - поведение Стаса изменилось. В присутствии родителей он вел себя скованно и равнодушно по отношению к своей девушке. Возвращались в Москву молча. Возле подъезда Стас просто сказал, глядя не на возлюбленную, а куда-то вдаль через лобовое стекло: «Завтра заеду в девять, поедем в ЗАГС, подадим заявление. Извини за поведение мамы! Мне иногда кажется, что она не сможет смириться с моим выбором. Поэтому завтра! И это решено!» Наташа молча вышла из машины.
Утром следующего дня подали заявление, а вечером решили отметить помолвку. Стас пришел с цветами и шампанским. Все напоминало пьесу в театре абсурдов. В чем заключался абсурд, Наталья понять пока не могла, но что-то явно было не так. Любая девушка, приехавшая в мегаполис в поисках счастья, мечтает о таком событии. Только вот Наташа, не ощущала себя счастливой. На душу лег тяжелый камень. Она чувствовала – будет несчастной.
Мама, узнав, что дочь выходит замуж, сказала: «Не спеши! Если не лежит душа не стоит. У тебя сейчас есть шанс встретить любимого человека, выйдешь замуж, шанса не будет». Наташка обожала свою маму, умную, современную, деликатную. Они с отцом прожили более тридцати лет вместе. Большую роль в семейном благополучии родителей играла лояльность и дипломатичность матери. Наташа, вздохнула - в семье Стаса все было по-другому.
Этим вечером случился неожиданный разговор. Сначала жених поднял бокал за их помолвку, потом упомянул, что Наташке несказанно повезло - она сумела «затащить» его в ЗАГС, поэтому должна ценить его самоотверженный поступок. Потом разговор плавно перешел в другое русло.
Стас говорил о том, что родители против их отношений, что жить в бабушкиной квартире не получится. Спросил, где будут прописаны их дети, предложил оформить брачный контракт. Наташа слушала и не верила своим ушам. Незаметно Стас коснулся в разговоре семейного бюджета, оказалось, его жене придется научиться экономить и тратить деньги аккуратно. За весь вечер женщина не услышала ни одного слова о любви, но придираться не стала.
Последующие дни пролетели, как в тумане. Стас выдвигал все новые и новые требования и условия их совместной жизни. Наташа чувствовала себя бесприданницей. В голову закралась мысль – ее просто хотят использовать. Иногда терпения не хватало, и она срывалась, говорила, что все это не для нее. Стас, чувствуя боевой настрой невесты, быстро сворачивал разговор, старался перевести все в шутку, задабривал обещаниями.
Наташка перестала спать по ночам, о предстоящей свадьбе старалась не думать. На работе бродила, как тень, в очередной раз провалила задание шефа. Коллеги удивленно переглядывались – вроде жизнь стала налаживаться, только вот глаза счастьем не светятся.
Стас приходил домой поздно, ужинал, разговаривал о предстоящей свадьбе, о расходах, предлагал экономить. Наташа по-прежнему самостоятельно платила за квартиру, покупала продукты и не чувствовала удовлетворения от почти семейной жизни. Ей не хватало воздуха, она задыхалась от нелюбимого запаха нелюбимого мужчины, от пыли, которыми покрылись их отношения, от безысходности.
Все вокруг только и твердили о том, что семейная жизнь не должна быть радужной и похожей на сказку, а ей просто хотелось вставить в уши беруши, чтобы заглушить голоса мнимых подруг. А те неустанно повторяли – нужно быть хитрее, расчетливей, подумать о себе! Не девочка уже - скоро тридцать! Ну, где ты еще такого встретишь? А ее начинало тошнить от этих разговоров.
Она пыталась защищаться и объяснить, что хотелось бы встретить духовно близкого человека, с которым можно было бы не только говорить, но и просто молчать. Стас же молчать не умел, он постоянно что-то говорил. Правду гласит мудрость: «В любимом человеке нравятся недостатки, а не в любимом раздражают даже достоинства». В последнее время Наташа не замечала достоинств.
Она согласилась подписать брачный контракт. Думала – все правильно, ей ничего не нужно, даже московская прописка не привлекала. Работать в Москве можно, имея просто временную регистрацию. А квартиру они заработают, возьмут ипотеку, чтобы никто не из родственников Стаса, не мог ее упрекнуть в корысти. Одним словом, Наташка, привыкшая быть самостоятельной, готова была разделить все тяготы и заботы, но поведение жениха все чаще и чаще ставило ее в тупик.
Стас не баловал невесту ни цветами, ни ресторанами, в разговорах стала часто проскальзывать фраза – «нет денег, я же их не печатаю, намного дешевле поужинать дома». Если случалось заезжать в супермаркет, Стас следил за ценой продуктов и старался выбирать подешевле.
Наташке становилось грустно - даже со своей небольшой по московским меркам зарплатой, она больше смотрела на качество товара, а не на его стоимость. О машине, обещанной на свадьбу, жених больше не заикался. Наташа перестала общаться с друзьями, Стас контролировал каждый шаг, да и после работы нужно было спешить домой, готовить ужин, гладить рубашки.
Просьбы поехать в выходные дни за город, сходить в музей, прогуляться в парке, оставались без ответа. Субботний день Стас проводил перед телевизором или перед компьютером. В воскресенье ехал к родителям, один, намекая на то, что родители Наташу видеть не хотят. Иногда у Наташи не хватало денег до зарплаты, но попросить их у будущего мужа не могла.
Однажды он ее упрекнул: «Ты уже, сколько лет в Москве, а так ничего и не накопила, у тебя за душой ничего нет!» Женщина задохнулась от возмущения: «Ты хоть раз пробовал отдавать половину своей зарплаты за квартиру? А хочется, и одеваться прилично и на косметику тратить, я же не дворником работаю! Мне никто не помогает!»
До свадьбы оставалось две недели. Наташа осунулась, под глазами залегли темные круги – результат бессонных ночей. Был понедельник. За окном моросил дождь. На душе было мокро и противно. Наталья, сидела на кровати, укрывшись теплым одеялом. Она твердо решила сегодня не идти на работу, сказавшись больной. Выпросила у начальника три дня за свой счет, отключила телефон, выпила снотворное, а вечером проснулась с тяжелой головой. Кто-то настойчиво звонил в дверь. Наташка решила не открывать, хотя точно знала, что это Стас. Она обязательно с ним поговорит, но не сегодня, возможно через пару дней.
Через три дня они встретились в «Атриуме», решили выпить кофе в «Шоколаднице». Стас держался спокойно, как будто ничего не произошло, думая, что это просто капризы, и отношения наладятся. Наташа знала - ничего не наладится. Понимала, что так и не полюбила этого мужчину, а первые ростки ее влюбленности были погублены поступками Стаса. Наташа протянула коробочку с кольцом:
- Прости! Я не выйду за тебя замуж.
- Почему? - удивился Стас
- Я долго думала. Не хочу совершать ошибку. Я могла бы тебе объяснить, что не так, но ты, боюсь, не поймешь. Просто прими мое решение. Желаю счастья! И прощай! – Наташа резко встала и направилась к выходу. Она чувствовала себя свободной, но ей было грустно. Грустно, что не сбылись ее мечты, грустно, что опять одна, грустно от неизвестности. А, что же дальше?! Грустно, но не смертельно.
Прошло три месяца. Жизнь вошла в свою колею. Родственники и друзья старались не вспоминать об отмененной свадьбе. Подруги, конечно же, посплетничали, покрутили пальцем у виска, да и успокоились.
Каждый день душное метро, толпы людей, постоянный гул, спецефический запах… все как всегда. Вот и в этот раз Наташка торопилась утром на работу, на выходе из метро о чем-то задумалась и буквально чуть не сбила с ног кого-то мужчину. Извинилась. Их глаза встретились, и на минуту мир остановился.
А через год была свадьба, тихий вечер в кругу самых близких людей. Сергей нежно ухаживал за женой, поглаживая округлившийся живот любимой. Наталья думала о счастливой случайности, о том, как здорово, что в тот день у Сергея сломалась машина, и кто-то свыше подтолкнул их друг к другу. А еще о том, что настоящая любовь не признает никаких условий, в нее просто веришь, как веришь в Бога - просто знаешь, что Он есть.