Стоя у окна, Ольга смотрела на опустевшую улицу. Торопливым шагом прошел запоздалый прохожий с букетом цветов. «Спешит обрадовать любимую, - пронеслось в голове: 8 марта - женский праздник».
Ей вдруг вспомнилась их первая весна. Сколько нежности, обожания было в его взгляде. Когда мы потеряли чувство любви друг к другу? Все как-то незаметно стерлось, растворилось в течение жизни. Сегодня у него не нашлось слов поздравлений.
Женщина отвернулась от окна, и сквозь слезы, застилавшие глаза, стала наблюдать, как он собирает вещи. Остановился в дверях: «Ты сильная. Проживешь!» Она плакала долго и горько, плечи сотрясались от безутешных рыданий.
Ольга никогда не считала себя сильной, знала свои слабости и комплексы. Но с возрастом все чаще слышала: «Сильная женщина». Для нее всегда оставалось загадкой, почему она производит на окружающих такое впечатление.
Она не могла припомнить ни одного случая, чтобы к ней проявили сочувствие, снисхождение. Считалось, что ей это не нужно: «Почему люди думают, что жалость - унижающее человека чувство? У меня всегда была потребность в покровительстве, в утешении, поддержке».
Ей хотелось, чтобы кто-нибудь, большой и сильный, подошел к ней, обнял за плечи, сказал нежные, ласковые слова, и, как в детстве, погладив по голове, пожалел. Ольга всегда ждала от близких людей слова одобрения. Она никогда не была жестокой. Ее чуткая, ранимая душа, как цветок, раскрывалась навстречу добру. «Неужели никто не понимает, что вся моя сила держится всего лишь на одном чувстве собственного достоинства, - думала она наедине с собой в тяжелые минуты, - что все это маска, защита от наглости и нападок внешнего мира. Просто я не могу позволить, чтобы кто-то, унижая, помыкал мной».
Она вытерла слезы, повернула заплаканное лицо к окну и долго смотрела на бледную луну на темном небосклоне. «Конечно, я никогда не сидела, сложа руки. Не ждала, что удача сама свалится ко мне. Все мои успехи - это результат неустанного труда. Так с годами и привыкла достигать желаемого, не полагаясь на других. Но мой путь не был усыпан розами, никто не распахивал передо мной двери».
Она знала, что ее трудно сбить с толку. Не поддаваясь чужому влиянию, всегда могла отстоять свою точку зрения. И хотя иногда приходилось давать отпор, не любила ссоры, скандалы, потому что потом в бессонные ночи ее мучили угрызения совести.
Слезы горечи опять хлынули из глаз, но она не замечала и не пыталась остановить их. «Может быть, я была слишком категоричной, не прощала обиды? - ей хотелось найти ответы на волнующие вопросы. - Мне не всегда хватало дипломатичности, терпения. Была резка с ним, осуждала его слабости, неблаговидные поступки. Вероятно, участившиеся семейные ссоры привели к утрате взаимопонимания. Поспешными, необдуманными действиями только вредила себе».
«Впрочем, к чему эти душевные терзания, все обстоит гораздо проще, - пытаясь успокоиться и оправдать себя, вспомнила Ольга, - ведь он просто сбежал. Испугался неудач в делах, материальных трудностей, которые в последнее время преследовали его. События развивались неблагоприятно, и он нашел выход из создавшегося положения. Обеспеченная любовница поддержала в трудную минуту».
Но эти мысли не принесли ей утешения. Ее мучило разочарование и сожаление о сделанных ошибках. Она снова и снова переживала предательство близкого человека, без конца утирая слезы, льющиеся из глаз. Незаслуженная обида душила ее.
Ей хотелось забыться спасительным сном, отогнать неприятные мысли. Но сон не шел. Ольга встала, подошла к зеркалу, глядя на свое измученное, заплаканное лицо, тяжело вздохнула. «Ну, что ж, - тихо произнесла она, смахнув с лица непрошеные слезы, - и это испытание, посланное судьбой, я встречу достойно. Ведь я сильная женщина!»