Российские дороги не ругает только ленивый. Но автомобилистам выбирать не из чего – приходится ездить по тем дорогам, которые имеются в наличии. Все еще осложняется тем, что хочется выехать за город, на дачу, на пикник, а тут вообще дорог практически нет. Именно поэтому так важно знать, как правильно нужно ездить по бездорожью.
Любой водитель, оказавшись перед труднопроходимым участком дороги, изначально оценивает технические возможности своего автомобиля и только потом решает, искать ему объезд или все же рискнуть и проехать в данном месте. Общеизвестно: чтобы преодолеть препятствие, нужно приложить большую силу. На автомобиле это сила тяги, она тем больше, чем ниже передача. Так что, если вы все же рискнули, то через препятствия нужно ехать на низшей передаче.
На грунтовых и вязких дорогах, в колее надо крепко держать руль, чтобы его не выбило, причем, делать это надо двумя руками большими пальцами наружу.
На грунтовых дорогах старайтесь реже переключать передачи, так как часто трогание на таких дорогах — та еще проблема. Для этого водитель должен внимательнее оценивать дорогу, чтобы плавно регулировать движение. Если у вас недостаточно хороший обзор дороги, то лучше подложите что-нибудь на сиденье, чтобы лучше видеть.
На скользкой глине автомобиль может не послушаться руля и ехать прямо. Не пугайтесь. Во-первых, автомобиль тормозит на такой почве отлично, а во-вторых, через 10—15 метров он все-таки нехотя, но начнет поворачивать. Поэтому, если вам нужно сделать поворот на глинистой дороге, надо начинать поворачивать раньше, с запасом на скольжение.
Часто бывает трудно проехать по колее, если она глубокая. Трудности обычно возникают при попытке выехать из колеи — автомобиль отбрасывает обратно. В этих случаях нужно применить маятниковое движение рулем с резким поворотом в сторону выезда и нажать на газ. Пересекать колею лучше наискосок под углом 45-60°.
Если колея уходит в лужу, грязь, то, как ни странно, лучше ехать в грязь, потому что дно колеи утрамбовано. Однако, здесь тоже возможны варианты. Сначала надо проверить глубину и грунт палкой, а лишь затем осторожно въехать в лужу только передними колесами. Если началось полное погружение, быстро дайте задний ход и ищите объезд. Это относится и к задне-, и к полноприводным машинам.
Кроме того, учите, что при езде в колее возникают сильные боковые толчки, поэтому скорость должна быть небольшой, иначе машина может опрокинуться. Если вы едете с пассажирами, то им лучше ухватиться за эластичные ручки, расположенные над дверями.
Если на дороге камни, понятно, что большие лучше объехать. Если же это невозможно, то нужно «примериться» бампером, подъехав вплотную к препятствию. Помните, что камень может повредить не только шины, рулевые тяги, привод, тормозные шланги, но и пробить поддон картера двигателя, а в нем масло. Поэтому лучше не полениться и убрать камень с дороги.
По грязи лучше ездить с разгону, и, самое главное — без остановки, так как второй раз можно уже и не тронуться — колеса забуксуют. А чтобы этого не случилось, не надо давать слишком большие обороты. Если все-таки это произошло, не следует буксовать до дыма из-под колес. В этом случае колеса зарываются еще глубже, и тогда уж точно самой не выбраться. Лучше попробовать выехать назад по собственным следам. Если попытка не удалась, то придется откапывать колеса, делая для них искусственную колею, и подкладывать хворост, доски, ножной коврик. Некоторые водители подкладывают даже чехлы с сидений или одежду.
Иногда помогает пересадка пассажиров на заднее сиденье или на капот (если машина переднеприводная). Если и это не помогло, остается взять буксирный трос и ждать, пока вас вытянут. Некоторые автолюбители часто автоматически цепляют трос за бампер вместо специальных крючков. Это делать не стоит ни в коем случае: бампер наверняка помнется, да еще крылья прихватит. Рулевые тяги, стабилизатор, рычаги-подвески, задний мост тоже лучше не трогать, а использовать штатные места крепления троса.
До трогания на буксире обоим водителям нужно договориться о сигналах. К примеру, один длинный гудок — помедленнее, два коротких — остановка. Особое внимание требуется на поворотах, чтобы трос не захлестнулся и не повредил облицовку.
Езда по косогору тоже никому не доставляет удовольствия. Неопытным водителям кажется, что машина вот-вот опрокинется, но для легковых автомобилей это маловероятно, скорее, машина сползет. Если косогор влажный, то лучше вообще там не ехать, так как автомобиль будет сползать, причем как боком, так и задом.
Через небольшую речку с невязкими и некрутыми берегами тоже можно переехать. Но надо, прежде всего, померить глубину и определить, не вязкое ли дно. Для обычного легкового автомобиля допустимая глубина — не более половины высоты колеса. Поэтому внимательно осмотрите противоположный берег — возьмет ли его машина. Для переднеприводных автомобилей эта задача легче.
Решив форсировать речку, осторожно спуститесь к воде и плавно, с увеличенным газом (чтобы избежать попадания воды в глушитель) переезжайте брод. Некоторые водители пытаются сделать это с разгона. В результате поднимается высокая волна, которая глушит двигатель. А снова запустить его в воде, как правило, почти невозможно.
В песке, как и в глубоком снегу, автомобиль вязнет, а колеса легко буксуют. Хорошо, если есть колея, иначе пытаться двигаться без цепей на колесах да еще на обычных шинах - дело безнадежное и опасное. Шипы здесь особого эффекта не дают. Кстати, о шинах. Опытные водители повышают проходимость своих автомобилей по вязким дорогам, снижая наполовину (и даже более) давление в шинах. Они расплющиваются и, как лыжи, не дают автомобилю утопать в песке или в снегу. Так что можно попробовать и этот старинный способ.