Полхов-майданская роспись: рукоделие для дома

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».
В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

Что за игрушки-тарарушки экспортировали Америка с Европой у Советского Союза, где расписывают знаменитую майданскую матрешку и почему у неё алая роза на макушке, вы узнаете из этой статьи. А ещё о том, как сделать «наводку», «пестрение», о технике «лессировок» в полхов-майданской росписи с примерами.

Баловство на экспорт

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

Тарарушки - это деревянные расписные игрушки. Изготавливали их в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Вообще токарный промысел был там развит ещё с XVIII века (этот вид работ селяне переняли от монахов Саровского монастыря, находящегося неподалёку). Но вытачивали в основном, посуду. Ради забавы начали изготавливать игрушки - матрёшки, грибы, птички-свистульки. Назывались такие игрушки - «тарарушки», то есть «несерьёзные» вещи, для баловства детишек.

Расписывать их стали только в XX веке. Во времена СССР этот вид росписи процветал (вплоть до 90-х годов). Была создана фабрика на полтысячи рабочих мест, где вытачивали и расписывали вручную и посуду, и игрушки. Эти изделия шли на экспорт в США и страны Европы. Сейчас фабрика закрыта, но ремесло живёт силами местных частных предприятий.

История цветка на макушке

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

В орнаменте росписи присутствуют разные цветы: мак, тюльпан, шиповник, ромашка и самый главный - роза-дикуша. Это как эмблема на всех полхов-майданских изделиях. Она есть и на матрёшке - на самой макушке. В разные времена эта роза то упрощалась, то усложнялась, вид её может быть разным, но обязательно алого цвета.

Что за роза-дикуша? Этот цветок в память об Алёне Арзамасской - предводительнице из города Арзамаса, воевавшей в войске со Степаном Разиным и предками полхов-майданцев. Алёну взяли в плен и сожгли на костре. На месте гибели выросла дикая роза - «дикуша». Так и стали изображать алую розу кустари на своих изделиях, в честь местной Жанны д’Арк…

Цвета орнаментов очень глубокие и контрастные благодаря технике «лессировок» - наложению чистых цветов друг на друга. Красный и зеленый, синий и желтый - основные, остальные получаются наложением. Есть и оранжевый, и фиолетовый.

Технология проста: шлифовка, грунтовка крахмальным клейстером изделия, затем накладывался один основной цвет (чаще - желтый), затем лессировки. Так, наложением цветов прямо на изделии получались нужные цвета. Потом «наводка» - обведение контура черным цветом, «пестрение» - точечные рисунки. В конце - лакировка изделия.

Мы рассмотрим это на примере росписи солонки.

Солонка с цветами

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

Материалы и инструменты

1. Солонка из дерева

2. Краски акриловые

3. Кисти беличьи или пони №№ 1-5 и щетина № 10

4. Лак бесцветный

5. Карандаши

Технология изготовления:

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

1. Нанести контуры рисунка на изделие (фото 1).

2. На всю поверхность изделия нанести светло-жёлтую краску (фото 2). Дать подсохнуть.

3. Нанести на фрагменты рисунка слой красной краски, получится красно-желтая роза (фото 3).

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

4. Аналогично слоями наносить и другие краски, получая более насыщенные цвета (фото 4,5,6). Давать подсохнуть каждому слою.

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

5. Сделать «наводку» (обвести контуры чёрным цветом) (фото 7,8,9).

6. Нанести «пестрение» (точечные спиральки) (фото 8,9).

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного».

7. Солонка готова (фото 10).

В последнее время люди начали понимать ценность своего, родного, а не «забугорного». Если в крупных городах сейчас трудно разыскать истинных народных умельцев, то в глубинке очень даже возможно. Возрождение культуры и русских народных промыслов возможно благодаря сохранённым именно здесь традициям.

Полина Вертинская


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: