Даже далекие от нотной грамоты люди не задумываясь назовут вам семь музыкальных нот: до-ре-ми–фа-соль-ля–си. Это весьма несложное сочетание звуков настолько созвучно, что напоминает веселую песенку. Что самое интересное, это и есть песня, точнее гимн... но давайте обо всем по порядку.
Интересно, что толчок развитию музыки в этом направлении дали церковные хоры. До XI века для записи музыкальных произведений пергамент использовались невмы - знаки в виде черточек и точек, обозначавших, где нужно делать ударение при пении церковных псалмов. Естественно у столь хаотичной системы песнопения была масса недостатков. Невмы заносились в специальные книги-каталоги, где было дана их расшифровка, о том, чтобы запомнить все невмы, не было и речи.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам монаха Гвидо Ареццо (примерно 991 — 1033гг), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия нотной гаммы — от «до» до «си» — обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю, которую в церковном хоре использовали для распевки. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:
Если отбросить не нужные слова, то мы видим первые два слога в первых шести строчках: ut, re, mi, fa, sol, la. Ноту ut впоследствии заменили на do, поскольку намного удобнее начинать пение с согласной буквы. Очевидно, что эта нота названа в честь Бога, на латыне звучит как Dominus.
А как же нота СИ? Все просто - заглавные буквы слов последней строчки молитвы образовывают заключительную музыкальную ноту СИ.