Вы не считали, сколько раз за день говорите своему ребенку слово «нельзя»? И при этом сердитесь, и требуете, чтобы он выполнял ваши приказы немедленно и без разговоров.
Послушные дети – это, конечно, очень хорошо и удобно для родителей. Остается только давать указания, и все будет в порядке – выученные уроки, убранная комната, вынесенный мусор и так далее. Но вот ваш ребенок вырос и по-прежнему ждет указаний, как ему поступить в том или ином случае. Хорошо ли это? И кто его будет сопровождать всю жизнь, чтобы принимать за него решения?
А ведь человеку не раз и не два приходится отстаивать свое мнение, принимать решения, брать на себя ответственность. И все равно, какую ты занимаешь должность – начальника или рядового менеджера, кассира в банке или продавца в магазине, случается, что свои интересы нужно отстаивать перед людьми, значительно старшими по возрасту и положению.
Родители младших школьников часто жалуются, что дети не хотят учиться, не умеют самостоятельно делать уроки и все время требуют родительской помощи – даже в самых простых случаях. При этом те же самые дети охотно помогают родителям в домашних делах, ходят в магазин, занимаются с младшим братом или сестрой. И родители теряются – сказать, что ребенок просто лентяй, и потому не хочет делать уроки, нельзя, ведь он охотно тратит свое время на полезные дела для дома и семьи. Но и оставлять без внимания такое отношение к учебе тоже нельзя. А потому стоит разобраться и найти действительную причину нежелания учиться.
Главное, что требуется сделать родителям, это понять, какие сложились отношения у ребенка в школе – с учителями, с другими детьми. Очень часто случается так, что первые неудачи школьника, высмеянные одноклассниками и равнодушными педагогами (к сожалению и такое не редкость) вызывают у ребенка страх перед последующими неудачами. Причем, страх может быть настолько сильным, что он не дает возможности ребенку сосредоточиться.
При этом ваш ребенок не понимает и не может объяснить, что с ним происходит, но поведение его заметно меняется. И задача родителей – увидеть это и немедленно принять меры. Особенно опасно, если от таких страхов дети становятся заторможенными, отключаясь от внешних забот. И, хотя они внешне выглядят вполне спокойными и даже безмятежными, ошибочно считать такое поведение нормой.
Если у вас есть ребенок, то вы уже знаете, как он любит задавать самые разные вопросы, причем на некоторые ответить бывает очень трудно, если вообще сходу приходит в голову, как это сделать. Но детские вопросы – это попытки ребенка узнать мир, понять его, расширить свой кругозор, научиться жить среди людей. А потому родители должны очень внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, не обманывать и не придумывать невероятные истории, которые вскорости будут опровергнуты самой жизнью.
О важных вещах с детьми разговаривать все равно придется, поэтому лучше заранее продумать, в какой форме преподнести детям важную информацию, чтобы, с одной стороны, это было понятно и доступно, а, с другой, не обманывать их и не травмировать детскую психику. Если вы сами не можете найти удобную форму, стоит посоветоваться с детскими психологами или почитать соответствующую литературу.
Одна из самых серьезных тем для разговора с детьми – это смерть людей. Когда ребенок впервые сталкивается с этим, он просто не понимает, что происходит. Если сразу рассказать правду, маленькие дети могут испугаться и начать думать о смерти, как о плохом событии, которое может случиться с ними в любой момент. В таких случаях у детей страхи нарушают сон, аппетит и могут перерасти в неврозы.
Никто из родителей не учит детей врать, хитрить, сочинять, изворачиваться. Напротив, слова – «обманывать нехорошо, нельзя врать» дети слышат регулярно, но, тем не менее, многие родители столкнулись с тем, что ребенок не просто обманывает, наделает так умело и виртуозно, словно учился этому с рождения.
Что делать: ругать, наказывать? Наверное, правильнее будет сначала понять, зачем, почему ваш ребенок это делает. А уже потом, в зависимости от найденной причины, вы и решите, как поступить с маленьким обманщиком.
Иногда за обман родители принимают буйную фантазию ребенка. Например, он рассказывает своим друзьям, что его родители ему не родные, нашли его в лесу, а на самом деле оставили инопланетяне. Дома совершенно серьезным видом и горящими глазами ребенок сообщает, что на школу напали бандиты и взяли детей в заложники. Родители понять не могут, откуда это берется?! А у ребенка просто развитое воображение, которое стоит направить в нужное русло, например, записать его в художественную школу или театральную студию. Детям постарше можно предложить записать свои фантазии, чтобы получилась интересная книжка – пусть фантазирует.
Было это давно - когда деревья были большими, небо – синим, трава – зеленой, а нашей дочке было 2 или 3 года. Очень мне хотелось купить ей или трактор, или велосипед о трех колесах, или что-то подобное – уж очень ей хотелось такой! Но никак у нас ничего не получалось – или денег нет, или в Детском Мире таких игрушек нет уже.
И вот как-то раз, позвонила я в ближайший Детский Мир, а мне и отвечают – есть тракторы! Есть, но осталось мало. Поняла я, что, когда наступит суббота, и муж сможет поехать с нами, то вожделенные тракторочки будут все раскуплены, а мой ребенок опять будет зачаровано смотреть на других детей.
Что же делать? И денег, как на грех, нет. Помните, раньше многие собирали деньги в бутылки из-под шампанского? Гривенники в горлышко пролазили свободно. Говорят, получалась в полной бутылке порядочная сумма. Не знаю, не могу сказать - у нас все копилки постигала судьба лютая и жуткая – громили мы их, едва начав копить.