музыканты и композиторы


Маргарита Лонг

В 1882 году девочка услышала в старинном городском театре игру французского пианиста Франциска Планте. Она произвела на Маргариту неизгладимое впечатление: «Помню, я задыхалась от восторга — и не только от беглости его пальцев, но и от его речи, блестящей, пылкой, остроумной он разговаривал с эстрады со слушателями, поясняя свою игру. Я была потрясена».

В том же году в Ниме была основана Академия искусств, в которую вошла и консерватория. Лонг стала очень скоро одной из лучших учениц этого учебного заведения. Обучала ее сестра, Клэр Лонг, которая была старше на восемь лет. Несмотря на молодость, сестра успела уже пройти основательную школу под руководством немецкого пианиста А. Мажера. «Отсюда идет, — пишет ученик Маргариты Лонг Пьер Барбизе, — сочетание изумительного legato, свойственного немецкому пианизму, с блеском французской школы - это сочетание явило в лице М. Лонг удивительный и поучительный пример в истории фортепьяно».

Маргарита была непоседлива, но сестра оказалась требовательным педагогом. В десятилетнем возрасте Лонг получила Почетную премию консерватории Нима. Несмотря на успех, решение о профессии музыканта для Маргариты в семье принято не было. На ее счастье, инспектировать Нимскую консерваторию приехал из Парижа Теодор Дюбуа. Для инспектора устроили показ лучших молодых музыкантов. Услышав Лонг, Дюбуа сказал «Она будет большой пианисткой». В тот же день он навестил родителей Маргариты для переговоров. А осенью девочку отправили в Париж, где она блестяще выдержала приемные экзамены в консерваторию.


Вера Дулова

Веру Дулову нельзя назвать коллекционером, скорее - любителем художеств. Ее коллекция складывалась, как бы сама собой. Что-то в подарок друг другу покупали Вера Георгиевна и ее муж - оперный певец Александр Осипович Батурин, например, к юбилею свадьбы. Так, на обороте одной из работ Константина Коровина можно прочесть трогательную надпись: «Дорогому мужу и другу, родному Шурочке от Веры в ознаменование 10-летия 31/XII 1940». В результате получилось собрание, которое было изящным украшением гостиной или музыкального салона гостеприимного дома.

Большинство имен художников известны каждому школьнику, но их работы настолько камерны, что вряд ли впишутся в постоянную экспозицию Третьяковки. Поэтому так важно было показать коллекцию Веры Дуловой, как единый организм, который, скорее, говорит о вкусах, возможностях и круге общения знаменитой московской музыкальной семьи, чем дает представление о художниках, направлениях и эпохах.

Здесь и джентльменский набор передвижников (Саврасов, Репин и Крамской), и несколько откровенно салонных вещей - от практически неизвестного брюлловского эпигона Н.М.Козакова до В.А.Котарбинского. Есть работы художников начала прошлого века - К.А.Коровина, С.В.Малютина, К.Ф.Юона. Но лучше всего графика: эскиз декораций М.В.Добужинского, историческая гуашь М.В.Нестерова и одетый в оригинальную раму эпохи модерна изумительной красоты большой лист Г.Б.Якулова "Гуляние в парке".


Маргерит Лонг

19 апреля 1955 года в Московской консерватории собрались представители музыкальной общественности нашей столицы, чтобы приветствовать выдающегося мастера французской культуры - Маргерит Лонг. Ректор консерватории А. В. Свешников вручил ей диплом почетного профессора - знак признания ее выдающихся заслуг в развитиии и пропаганде музыки.

Этому событию предшествовал вечер, надолго запечатлевшийся в памяти любителей музыки: М. Лонг играла в Большом зале Московской консерватории с оркестром. «Выступление прекрасной артистки, - писал тогда А. Гольденвейзер, - было поистине праздником искусства. С изумительным техническим совершенством, с юношеской свежестью Маргерит Лонг исполнила Концерт Равеля, посвященный ей знаменитым французским композитором. Многочисленная переполнившая зал публика восторженно приветствовала замечательную артистку, повторившую финал Концерта и сверх программы сыгравшую Балладу Форэ для фортепиано с оркестром».

Трудно было поверить, что этой энергичной, полной сил женщине уже больше 80-ти лет - так совершенна и свежа была ее игра. Между тем Маргерит Лонг завоевала симпатии аудитории еще в начале нашего века. Игре на фортепиано она училась у сестры - Клэр Лонг, а затем в Парижской консерватории у А. Мармонтеля.


Симфония жизни. Наталья Сац

Жизнь одних людей похожа на песню: одна основная тема с повторяющимся рефреном. Другим достается жизнь-соната: различные изгибы мелодии, объединенные одним инструментом, исполняющим их. Жизнь Наталии Сац можно сравнить с симфонией, состоящей из множества голосов и тем. Итак, представим себе, что мы находимся в гигантском концертном зале "Россия. ХХ век". Невидимый дирижер поднимает палочку и…

Аллегро аффетуозо ("страстно, порывисто, нежно")

Студент Московской консерватории Илья Сац вызвал недовольство полиции организацией столовых во время голода. Не очень политически опасное дело, но слишком пылко взялся за него юноша.