Цены растут так, что не успеваешь осмыслить происходящее. Но и это еще не все, так как наша торговля освоила массу «сравнительно честных способов отъема денег у населения»! Но если Остап Бендер в этом открыто признавался, то нам остается только догадываться, как это делается в наших магазинах.
Какие же это способы? Начнем с самого простого! В больших магазинах, в супермаркетах стеллажей очень много. И вот что интересно – один и тот же товар выставляется на разных стеллажах, но… с разными ценниками! Как правило, так поступают с дорогостоящими продуктами и алкоголем. По наивности думаешь, что удалось откопать качественный продукт по невысокой цене, а у кассы наступает полное разочарование – кассиры пробивают реальную, то есть, высокую цену.
Можно увидеть еще интересный момент: два похожих товара стоят рядом, а цены разные. Причем, цена от качества на первый взгляд, не зависит: то есть тот товар, что подешевле, выглядит привлекательнее. Естественно, хочется сделать удачную покупку. А вот на кассе снова разочарование – вам пробивают сумму с другого ценника. Если вы не пожалеете сил и вернетесь назад к стеллажу, то будете удивлены, обнаружив на обоих товарах один и тот же товарный код. На все вопросы ответ один: дешевый товар был, но закончился, а ценники, вот, убрать не успели!
Надо экономить, надо! Вряд ли кто поспорит с этим утверждением. Особенно это становится понятным, когда читаешь газеты или смотришь новостные программы. Но ужасно обидно, когда начинаешь думать, что и так ничего себе особенно не позволяла, и в доме лишнего нет, и деньгами направо-налево отродясь не швыряла, а все равно – и еще экономить.
Не огорчайтесь! И не нужно думать, что экономия – это скудное питание с минимумом калорий, одежда исключительно из секонд-хенда, продукты с загородных оптовых рынков, отпуск на 6 сотках и никаких развлечений. Любое, даже самое хорошее дело можно довести до абсурда. А большое дело часто начинается с мелочей.
Хотите пример? Ну вот, скажите, когда у вас в кошельке скапливается много мелочи, вы ее в мусорное ведро выбрасываете? Ну конечно, нет! А чем отличается горящая сутки напролет лампочка в закрытой кладовке, орущий телевизор в комнате, где давно никого нет, не вынутые из сети после зарядки зарядные устройства мобильных телефонов? Это та же мелочь, но, как раз, выброшенная в мусорное ведро.
О правах потребителя впервые заговорил Джон Ф. Кеннеди 15 марта 1962 года в обращении к Конгрессу США. Прошло более полувека, и сегодня это понятие существует во всех развитых странах, не исключением стала и Россия. Но каково применение данных норм на практике? Как защитить себя от недобросовестных продавцов?
Защитой прав потребителей в нашей стране занимается Роспотребнадзор. Хотя, судя по отчетам, в сферу его деятельности чаще попадают общие вопросы «благополучия человека». На мировом уровне существует также CI - Международная Федерация потребительских организаций.
Но на практике если и появляется поддержка, то обычно в лице общественных объединений или же региональных отделений соответствующих госорганов.