Даже далекие от нотной грамоты люди не задумываясь назовут вам семь музыкальных нот: до-ре-ми–фа-соль-ля–си. Это весьма несложное сочетание звуков настолько созвучно, что напоминает веселую песенку. Что самое интересное, это и есть песня, точнее гимн... но давайте обо всем по порядку.
Интересно, что толчок развитию музыки в этом направлении дали церковные хоры. До XI века для записи музыкальных произведений пергамент использовались невмы - знаки в виде черточек и точек, обозначавших, где нужно делать ударение при пении церковных псалмов. Естественно у столь хаотичной системы песнопения была масса недостатков. Невмы заносились в специальные книги-каталоги, где было дана их расшифровка, о том, чтобы запомнить все невмы, не было и речи.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам монаха Гвидо Ареццо (примерно 991 — 1033гг), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия нотной гаммы — от «до» до «си» — обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю, которую в церковном хоре использовали для распевки. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:
Большинство из нас просыпаются утром проклиная звуки своего будильника, однако современному человеку трудно представить свою жизнь без этого приспособления. Ведь часто нужно рано вставать, чтобы не опоздать на работу, завезти ребенка в сад или школу, да мало ли по какому делу... А как же люди во время вставали до изобретения будильников?
Оказывается до того, как появились первые надежные будильники, в Англии и Ирландии существовала профессия «будильщиков». Во время начала индустриализации (начало XX века) в больших городах работали люди, чьей обязанностью было ходить рано утром по улицам и стучать в окна своих клиентов до тех пор, пока не убедится, что клиент бодрствует.
Как правило, использовали короткую палку, чтобы стучать в дверь или длинную, чтобы достать до окна (часто из бамбука, иногда с твердым набалдашником).
Накануне Хэллоуина 1938 года артисты театра Mercury решили поставить радиоспектакль по роману Герберта Уэллса «Война миров», перенеся его действие в Нью-Джерси. Но они даже не подозревали, что более миллиона жителей северо-востока США поверят в нападение марсиан и ударятся в панику. Вот как это было...
В начале часа один из артистов объявил о начале радиоспектакля, после чего прозвучал прогноз погоды, а затем начался музыкальный концерт. Вскоре музыку прервало срочное сообщение, что на Марсе наблюдаются странные вспышки. Затем якобы известный профессор-астроном Принстона Ричард Пирсон (озвучен Орсоном Уэллсом) опровергал возможность существования жизни на Марсе.
Концерт продолжился, но вскоре опять был прерван специальным выпуском новостей. Репортёр CBS Карл Филипс (Фрэнк Ридик) с места событий передавал о приземлении металлического цилиндра в местечке Гроверс-Милл округа Мёрсер. Вскоре из цилиндра появляется огромная боевая машина, тепловыми лучами испепеляющая всё вокруг. Филипс что-то кричал и пытался потушить мобильную студию, связь прервалась. Профессор Пирсон начал рассуждать о техническом уровне марсиан, затем глава национальной гвардии Нью-Джерси объявил чрезвычайное положение и повёл свои части в бой.
Ежегодно по планете прокатываются сотни торнадо, тайфунов, смерчей и ураганов. И по телевидению или радио, мы часто сталкиваемся с тревожными сообщениями, рассказывающими о том, что где-то на планете бушует стихия. Ураганы и тайфуны репортеры всегда называют женскими именами. Откуда пошла такая традиция? Мы постараемся в этом разобраться.
Ураганам принято давать имена. Это делается для того, чтобы не путать их, особенно тогда, когда в одном и том же районе мира действуют несколько тропических циклонов, для того, чтобы не было недоразумений при прогнозировании погоды, в выпуске штормовых оповещений и предупреждений.
До появления первой системы присвоения имен ураганам, они получали свои названия бессистемно и случайно. Порой ураган называли именем святого, в день которого произошло бедствие. Так, например, свое имя получил ураган "Санта-Анна", который достиг города Пуэрто-Рико 26 июля 1825 года, в день св. Анны. Название могло даваться по местности, которая пострадала от стихии больше всего. Иногда название определялось самой формой развития урагана. Так, например, получил свое имя ураган "Булавка" №4 в 1935 году, форма траектории которого напоминала упомянутый предмет.
Стокгольмский синдром – психологический феномен, выражающийся в том, что жертва проникается симпатией к агрессору. Например, заложники со временем начинают сочувствовать своим захватчикам и добровольно стремятся им содействовать, даже препятствуя операции по их освобождению.
Автором термина «стокгольмский синдром» является известный шведский криминалист Нильс Бейерт (Nils Bejerot), оказывавший помощь полиции во время захвата заложников в Стокгольме в 1973 году и введший этот термин в «обиход» во время анализа ситуации. А дело было так:
23 августа 1973 года, бежавший из тюрьмы вооруженный преступник Ян Эрик Улссон ворвался в банк в центре Стокгольма и захватил четырех сотрудников банка – трех женщин и мужчину (Бриджитт Ландблэд, Кристин Энмарк, Элизабет Олдгрен и Свен Сафстром). Грабитель выдвинул требования: деньги, оружие, автомобиль и свободу для своего сокамерника – Кларка Улафссона. В противном случае грозился убить заложников.