Япония – страна контрастов. А по количеству стереотипов на свой счёт может смело посоперничать с Россией. Например, все знают, что японские дети в большинстве своём – идеальные ученики и студенты: умные, прилежные, трудолюбивые. И это даже не миф. Всё дело в особенностях воспитания. И не зря их нынче пытаются брать на вооружение родители во всём мире.
Говорите, японские работники самые усердные?
Кино и средства массовой информации давно закрепили стереотип, что японцы – всегда лучшие студенты и трудолюбивые сотрудники. И хотя в узкие рамки стереотипа не может уместиться 100% населения, доля истины в этом есть. Притом большая. Во-первых, жёсткая корпоративная культура Японии диктует свои правила. А во-вторых, японские дети воспитываются несколько иначе, чем в большинстве стран. И этот подход приносит свои плоды.
И на что только не пойдешь ради дружбы! Стерпишь такое, что при других обстоятельствах могло бы вывести на тропу войны запросто. А все потому, что друг – это такой специальный человек, на плечо и жилетку которого ты можешь рассчитывать всегда, при условии, что сам будешь подставлять плечо и иногда исполнять роль жилетки.
Именно об этом я думала в тот момент, когда краем уха слушала мою подругу Жанну, а краем глаза наблюдала за ее отпрысками, равномерно распределившимися по гостиной моей квартиры. Жанна жаловалась на то, как тяжело ей приходится с детьми, и как несправедлива к ней свекровь, которая часто попрекает, а к детям плохо относится.
В это время ее младшенький, Владик, все-таки выцарапал мою любимую кошку Нюсю из-под кресла, и торжествующе тянул ее за хвост, пытаясь поднять вверх. Я ахнула, и бросилась спасать кошку. Мама-Жанна ни на секунду не прервалась в своем повествовании, судьба кошки ее волновала мало. Между тем Владик был настроен решительно, и животное мне отдавать не хотел. Он схватил ее мертвой хваткой за горло так, что у бедняжки глаза на лоб полезли. Тут уж я не выдержала:
Конечно же, это было похоже на Армагеддон: девчурка попала прямо по чайным чашкам и сахарнице, которые тут же разбились, выплеснув содержимое во все стороны, а по столешнице пошла трещина.
Тут Жанна наконец-то прервала монолог, и взялась за воспитание своих чад, которые, кстати, не очень-то обращали внимание на ее старания, по-прежнему пытаясь стукнуть друг друга тем, что было в руках на данный момент. А Владик в это время носился вокруг нас, громко хохоча, что добавляло всей сцене эпичности.
Мое терпение лопнуло, я, не скрывая раздражения, собирала осколки с разбитого стола, и салфетками вытирала жижу из сахара, обильно политого горячим чаем. Жанна, выполнив материнский долг по воспитанию, плюхнулась опять на диван, и продолжила свой монолог. Вернее, попыталась. Но я ее прервала:
А ведь любовь - штука сложная, это известно всем. Любовь нельзя вызвать искусственно. Как она появляется? Почему любят именно этого, а не другого человека? Откуда возникает вдруг это притяжение, привязанность, когда просто не можешь без этого человека? И как прекратить испытывать любовь к тому, кто предал, покинул тебя?
Веками люди пытаются разгадать загадку любви, и это мало кому удалось. Любовь была и остается тем чувством, которое совершенно невозможно контролировать. И если мы принимает эту истину в тех случаях, когда речь идет об отношениях мужчины и женщины, то почему отказываемся видеть очевидное в других ситуациях? Даже мать, обусловленная инстинктом, не всегда испытывает любовь к своему ребенку. И просыпается эта любовь к ребенку не сразу после его рождения, это знают все мамочки. Почему мы об этом постоянно забываем и навязываем друг другу ложные стереотипы поведения? Это же глупо!
Например, свекровь Жанны. Она знает, что детей, особенно внуков, принято любить. Но у нее не проснулось это чувство. Просто не щелкнуло, да и надо ли объяснять, что ТАКИХ детишек полюбить вообще сложно. И что теперь делать свекрови? Как и любой нормальный человек, она наверняка корит себя за то, что не любит внуков. Не на показ, но тоска сердце гложет.
В давние времена воспитание мальчиков и девочек на Руси сильно отличалось. И если первых родители воспитывали как добытчиков, то вторых - как будущих матерей и хозяек. А ежели о 12-летней девочке говорили, что она «непряха» , а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором и для ребенка, и его родителей.
Юная швачка.
Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.