С отцом моего сына мы поженились, когда уже впору было в роддом собираться, а не в ЗАГС. Случилась обычная история: мы встречались, и, совершенно «неожиданно» для него, я забеременела, а у него на себя были совершенно другие планы. Да и, поглядев на все его метания и стенания, наслушавшись упреков и даже обвинений в том, что я нагуляла ребенка и хочу «повесить» приблудыша ему на шею, понятно, что я уже не испытывала никакой любви.
Но тут насели родители с обеих сторон и буквально силком заставили нас расписаться. Через два месяца я родила сына, и начали мы жить-поживать. Счастья не было, но, если честно, и горя особого тоже не испытывала. Муж после рождения наследника, немного изменился, видимо, почувствовал гордость за продолжение рода и фамилии.
У нас с ним были странные отношения: вроде под одной крышей, а чужие. Я не могла простить ему то, что он столько времени изворачивался и не хотел признать сына, а он не мог смириться с тем, что ему пришлось жениться под давлением. Так и жили – только ребенок связывал, да родители все старались не дать нам разбежаться в разные стороны.
Доказано, что к 11 годам мировоззрение ребенка формируется и он становится способен оценивать окружающее как взрослый, решать проблемы и даже строить планы на будущее. Но до этого возраста дети воспринимают мир совершенно иначе, чем взрослые. У малышей еще недостаточно опыта и знаний, чтобы понять, как этот мир работает, а потому они видят вещи в абсолютно ином свете. Ученые выяснили, в чем заключаются главные различия в мировоззрении детей и взрослых.
До определенного возраста малыши не могут увидеть разницу между фантазией и реальностью. Именно поэтому они часто убеждены в реальности тех событий, которые выдумали сами. Однако стоит отметить, что если ребенок выдумал что-либо самостоятельно, то сомневаться он в своей фантазии не станет, но если малыш услышит нечто маловероятное от другого человека, то он, подобно взрослому, откажется в это верить. После ряда проведенных тестов ученые пришли к выводу, что тонкая грань между выдумкой и реальностью, которая ярко развита у детей, существует, потому что в столь юном возрасте малыши не понимают, какие знания являются верными, а какие нет.
Также доказано, что до 11 лет дети способны размышлять только о конкретной реальности, но мыслить абстрактно они еще не умеют.
Недавно моя знакомая пожаловалась, что ее дочь-подросток стала просто неуправляемой, агрессивной и совершенно отказывается идти на контакт. Никакие уловки не помогают, девочка одинаково агрессивно реагирует и на кнут, и на пряник.
И я задумалась: а, действительно, в наше время подростки изменились очень сильно. Понятное дело, во все времена отличительной чертой подрастающего поколения был протест. Именно молодежь является движущей силой любой революции, протестных настроений, изменений. Но все-таки раньше это был именно протест против старшего поколения, а не акт агрессии. И сам по себе протест – это нормально, он помогает подростку «отпочковаться» от родительской опеки, понять, кто ты есть на самом деле, и научиться стоять на собственных ногах.
Также это было свойственно мальчикам больше, чем девочкам. Да, никто не отменяет суфражисток и феминисток, исторические факты женского протеста, которые привели к кардинальным изменениями в мире. Но все-таки протест девочки-подростка раньше был выходом за пределы нормы, потому что сама женская природа мягкая, податливая, восприимчивая, эмоциональная. В прежние годы протест девочки-подростка выражался в излишней восприимчивости, трагедизации обстоятельств, повышенной эмоциональности, слезливости. Всегда считалось, что девочки намного ранимее мальчиков, эмоционально уязвимее, и именно поэтому их нужно беречь, а не из-за физической слабости.
Если, например, у девочки в младенческом и детском возрасте была энцефалопатия, и ее мало и плохо лечили, то в период гормонального преобразования этот недуг выскакивает, как черт из табакерки, и проявляет себя агрессией, низкой социальной адаптабельностью, пониженным вниманием, ухудшением памяти и другими неприятными проявлениями. Такая агрессия связана с нарушением деятельности головного мозга на фоне мощного всплеска гормонов. Тогда причиной для агрессии может стать что угодно и кто угодно.
Ну, и нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные психологические особенности, которые очень ярко проявляются именно в подростковом возрасте. Например, девочка погружена в свой собственный мир, она интроверт, и для нее очень важно только то, что происходит у нее внутри – собственные чувства, мысли, эмоции. Для нее нормально уходить в себя, и любой, кто мешает ей это делать, вызывает агрессию. А, согласитесь, в наше время остаться один на один с собою очень сложно. Нас постоянно провоцируют на активность в школе, на улице, дома.
Подростков заставляют общаться, даже если они этого очень не хотят. Пытаться объяснить, что хочется побыть одному, бесполезно. Как это так! Надо же уроки делать! Надо на кружок идти! Надо убрать в комнате! Надо, надо, надо!
О понятии "чайлдфри" сегодня слышал, пожалуй, каждый. Чайлдфри – это люди, которые сознательно отказываются иметь детей. Но к человеку без детей общество относится с подозрением. Многие чайлдфри защищают собственную позицию довольно агрессивно, что еще больше демонизирует их образ и создает нелепые мифы.
На самом деле нет. Большинство чайлдфри к детям относятся нейтрально, а некоторые и с симпатией. Многие чайлдфри работают учителями, детскими психологами, пишут книги для детей. Конечно, есть и радикально настроенные представители движения, но и они, как правило, выступают не против детей в целом, а скорее против родителей, которые слишком много позволяют своим чадам, не считаясь с интересами общества.
Сообщество чайлдфри — это не секта, оно не имеет задачи вербовать новых членов. Это своеобразный клуб единомышленников, где в основном обсуждаются самые невинные вещи: уход за домашними животными, косметика, природа, путешествия. Никаких призывов пропагандировать аборты и организовывать митинги против повышения рождаемости.