переходный возраст


Подростки: терра инкогнита

«Здравствуй, племя младое, незнакомое!» - это не только великий Александр Сергеевич мог сказать о молодежи своего времени. Эта фраза универсальна, потому что каждое новое поколение подростков представляет собой сообщество совершенно загадочных людей, которых довольно трудно понять.

Как такое происходит? Почему твой ребенок, которого ты учил всему, и знаешь каждое движение его настроения, вдруг становится совершенно чужим? Ведь ты помнишь его первое слово, первую влюбленность в детском саду, любимую сказку, знаешь все его желания, и все, что он любит и не любит. Кажется, ты знаешь о нем абсолютно все, и уверен, что так будет всегда. И вдруг в какой-то из дней оказывается, что между вами пропасть. И ты точно знаешь, что эту пропасть ты и не думал собственноручно копать, потому что для тебя-то это не имело никакого смысла. Зачем, если в твоем ребенке заключен весь смысл твоего существования? Зачем, если единственное, чего ты хочешь – это всегда быть максимально близко к своему ребенку?

Так откуда появляется эта пропасть? Почему такие любимые глаза вдруг становятся холодными и чужими? Почему твое дитя смотрит на тебя совершенно равнодушно, когда ты в отчаянии пытаешься вытрясти из него правду о том, что случилось. Ты ничего не понимаешь, но никто не спешит что-нибудь объяснить. Более того, ты чувствуешь себя виноватым, потому что, если уж пролегла пропасть между родителем и ребенком, то значит вина в том лежит именно на родителе. Так все говорят – и учителя, и психологи, и закон, и соседи.


Подростки: терра инкогнита. Часть 2

К этому моменту ребенок уже прошел предварительное социальное программирование, и в отличие от века Пушкина, в наше время основные постулаты базируются на философии общества потребителей и на соревновательном моменте: ты должен быть первым, иначе ты лох; ты первый, если у тебя есть вещи, которые считаются социально значимыми. Все!

Это два основных постулата, и надо отдать должное родителям – они из кожи вон лезут, еще с детского сада соревнуясь друг с другом. Родительская ярмарка тщеславия работает исключительно на эти два постулата, и в результате к моменту подросткового гормонального взрыва у ребенка уже имеется сложившаяся система ценностей. Он хочет соревноваться, и он хочет обладать.

Изменения в психике – это третий фактор, который влияет на поведение в подростковом возрасте. Это тоже на уровне биологии - инстинкт, заставляющий подросшее потомство отделяться от родителей. В животном мире это происходит просто и естественно, родители и подросшие дети разбегаются быстро и легко.


Подростки: терра инкогнита. Часть 3

Ребенок украл – виноват родитель, ребенок нагрубил – виноват родитель, ребенок получает двойки – виноват родитель. Это нам внушают со всех сторон, и при этом не дают никакого выбора. Родители не могут полностью изолировать ребенка от социального программирования, иначе их просто лишат родительских прав. Поэтому они вынуждены безропотно смотреть, как психика их ребенка извращается под влиянием социального программирования на соревнование и обладание лучшим.

Факт остается фактом – в нашем обществе родители на законодательном уровне лишены права воспитывать ребенка иначе, чем требует социум. И заметьте – каждый первоклассник знает о виновности родителей, потому что об этом кричат со всех сторон. Ребенок уже с детства привыкает, что он всегда прав, а родители всегда виноваты – это самый страшный и разрушительный стереотип современного социального программирования.

Исходя из всего вышесказанного, философия современного подростка становиться совершенно прозрачной. К моменту подросткового кризиса ребенок уже знает, что:


Агрессия у девочек-подростков: кто виноват, и что делать?

Недавно моя знакомая пожаловалась, что ее дочь-подросток стала просто неуправляемой, агрессивной и совершенно отказывается идти на контакт. Никакие уловки не помогают, девочка одинаково агрессивно реагирует и на кнут, и на пряник.

И я задумалась: а, действительно, в наше время подростки изменились очень сильно. Понятное дело, во все времена отличительной чертой подрастающего поколения был протест. Именно молодежь является движущей силой любой революции, протестных настроений, изменений. Но все-таки раньше это был именно протест против старшего поколения, а не акт агрессии. И сам по себе протест – это нормально, он помогает подростку «отпочковаться» от родительской опеки, понять, кто ты есть на самом деле, и научиться стоять на собственных ногах.

Также это было свойственно мальчикам больше, чем девочкам. Да, никто не отменяет суфражисток и феминисток, исторические факты женского протеста, которые привели к кардинальным изменениями в мире. Но все-таки протест девочки-подростка раньше был выходом за пределы нормы, потому что сама женская природа мягкая, податливая, восприимчивая, эмоциональная. В прежние годы протест девочки-подростка выражался в излишней восприимчивости, трагедизации обстоятельств, повышенной эмоциональности, слезливости. Всегда считалось, что девочки намного ранимее мальчиков, эмоционально уязвимее, и именно поэтому их нужно беречь, а не из-за физической слабости.


Агрессия у девочек-подростков: кто виноват, и что делать? Окончание статьи

Если, например, у девочки в младенческом и детском возрасте была энцефалопатия, и ее мало и плохо лечили, то в период гормонального преобразования этот недуг выскакивает, как черт из табакерки, и проявляет себя агрессией, низкой социальной адаптабельностью, пониженным вниманием, ухудшением памяти и другими неприятными проявлениями. Такая агрессия связана с нарушением деятельности головного мозга на фоне мощного всплеска гормонов. Тогда причиной для агрессии может стать что угодно и кто угодно.

Ну, и нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные психологические особенности, которые очень ярко проявляются именно в подростковом возрасте. Например, девочка погружена в свой собственный мир, она интроверт, и для нее очень важно только то, что происходит у нее внутри – собственные чувства, мысли, эмоции. Для нее нормально уходить в себя, и любой, кто мешает ей это делать, вызывает агрессию. А, согласитесь, в наше время остаться один на один с собою очень сложно. Нас постоянно провоцируют на активность в школе, на улице, дома.

Подростков заставляют общаться, даже если они этого очень не хотят. Пытаться объяснить, что хочется побыть одному, бесполезно. Как это так! Надо же уроки делать! Надо на кружок идти! Надо убрать в комнате! Надо, надо, надо!