Идеальных родителей не бывает, как не бывает идеальных людей, не совершающих ошибок. Если бы существовали где-то идеальные родители, то они бы породили идеальных детей, которые бы, в свою очередь, воспитали собственных идеальных детей.
Но мы, люди, всю жизнь учимся через свершение ошибок, и даже к концу жизни ало кого можно назвать по-настоящему мудрыми. А что уж говорить о 25-летней мамочке, которая еще совсем недавно выбралась из юношеского максимализма, живет, преимущественно, эмоциями и желаниями, и ее практический опыт с точки зрения даже сорокалетней женщины и опытом назвать нельзя.
И вот такое неопытное, но физически цветущее создание рожает дитя, и ей предлагается стать идеальной матерью. Как, если она сама далека от идеала, и еще только познает цену правильным и неправильным поступкам? Поэтому, когда психологи подогревают наши негативные эмоции сообщениями, что в детстве, мол, нас неправильно воспитывали, то они только подчёркивают простую истину. Это нельзя вменять в вину. По-хорошему, рожать и воспитывать детей надо уже после того, как появился собственный житейский опыт, то есть после тридцати лет.
Уже давно пропагандируется так называемое свободное воспитание, когда ребенка не сдерживают и позволяют ему делать все, что заблагорассудится, с благой целью его самовыражения. Интересно то, что пропаганду этой методики чаще всего можно услышать от мамочек, которые только начали ее внедрять, и еще «не дожили» до подросткового периода своего ребенка. А вот в переходный период их ждет отвратительный сюрприз – серьезное ухудшение отношений с детьми. Не у молодых мамочек надо спрашивать подтверждения эффективности свободного воспитания, а у тех, кто дошел с ним до возраста зрелой личности у ребенка.
Отсутствие родительского авторитета – это самая грубейшая ошибка в воспитании, которая может привести к катастрофическим последствиям. Привыкший к вседозволенности ребенок становиться неконтролируемым в подростковом возрасте, и это не идет ему на пользу. Молодые родители ссылаются на то, что их, мол, родители задавили своим авторитетом, и они не хотят, чтобы с их детьми было то же самое. Но где они возьмут рычаги воздействия в тот период, когда подростком руководит максимализм и отвержение авторитета взрослых? Если ребенок с раннего возраста привык, что мнение родителей, их просьбы, указания можно смело игнорировать, то, что его остановит в подростковом возрасте от таких ошибок, которые могут быть просто фатальны?
Поэтому родительский авторитет – это, прежде всего, безопасность ребенка. А если вы считаете, что нельзя подавлять ребенка, то вдумайтесь в значение слова «авторитет». Это доверие, открытость в общении, контакт. Опять три кита педагогики, о которых мы говорили раньше.
Среди всего безумия современной образовательной системы совершенно неожиданным стало утверждение новых стандартов для дошкольного воспитания. Это в рамках нового «Закона об образовании». Согласно этим стандартам детство – это состояние самодостаточное, и нормальным его качеством является радость, игра, творчество, общение.
Отныне детский сад не должен выполнять обучающие функции школы. Он должен создавать все условия для творческого раскрытия, взаимодействия с социумом и для счастья, на первом месте. И в этом же документе открытым текстом сказано, что нельзя дошкольный возраст превращать в подготовительный этап к школе. Наконец-то кто-то решил вернуть детям детство!
Почему-то сейчас стало модным отдавать детей в разные кружки и школы чуть ли не с пелёнок. Мамы играют в Пигмалионов, ваяют своих «Галатей», и так компенсируют совершенно чёткое, даже острое ощущение того, что они не совсем хорошие матери. Обычно можно услышать следующее: «Я работаю как проклятая, для того, чтобы у моего сына было лучшее образование, для того, чтобы у него все было!»
Любовь к собственному ребёнку – это самое естественное, что только может быть. Родительская любовь спонтанна, не основана на работе ума. Это просто сердце, которое решает всё, и делает любовь безусловной.
Но мы знаем из опыта взрослой жизни, что любовь не всегда идёт рука об руку с уважением. Довольно часто при взаимоотношениях двух взрослых людей (которые, кстати, действительно любят друг друга), один пытается подавить другого. Доминирование, установление власти, самоутверждение за счёт того, кого любишь – это, к сожалению, не такое уж и редкое явление.
И не меньшее сожаление вызывает то довольно распространённое явление, когда родители устанавливают и над ребёнком тотальный властный контроль без учёта эмоций, чувств, желаний малыша. Мотив: «Я лучше знаю, что нужно моему ребёнку». Никто не оспаривает тот факт, что мама действительно знает, что нужно. Но такая позиция – это обычное бытовое неуважение.
Став родителями, мы навсегда утратили право мечтать о покое. Самоуспокоенность, утрата бдительности, хотя бы кратковременный отход, «отключение» от детей, пусть по самой уважительной причине, - и можно пропустить те изменения, с которых начинается серьезное неблагополучие.
Те, кто рождаются быть людьми, часто воспитываются, как животные: режим питания и сна, режимы запретов и разрешений, наказаний и поощрений…
Детская пластичность мозга – великий дар природы, она дает чудесные возможности развития и совершенствования человека. Но если не развить и не реализовать того, в чем должна состояться человеческая личность, то эта нереализованность позднее отомстит за себя. Наименее тяжко – заурядностью, тяжелее – ограниченностью. Но чаще нереализованный потенциал «прорастает внутрь», делая человека почти необратимо трудным.