И второй случай, когда родители все-таки пытаются привить ребенку морально-этические нормы, так же не приводит к счастью. А почему? А потому что человек – не дурак. Он видит, как эти принципы противоречат обычной жизни. Мучается, пытается сохранить крупицы внутренней чистоты, передать ее детям, но счастливым бывает не так уж и часто.
Так что же, в обоих случаях – тупик? Оба варианта воспитания фактически приводят к тому, что человек, не имея устойчивости перед негативом этой жизни, систематически умножает печаль. В любой сложной ситуации выбирается как раз то, что менее всего подходит под характеристику высокой морали. Мы всегда предпочитаем ненавидеть в ответ на причиненную боль. Мы всегда умножаем печаль.
Проблема вовсе не в том, что морально-этические нормы не приспособлены к обычной, реальной жизни. Проблема в том, что мы не можем черпать силу из этих морально-этических норм. Мы не умеем черпать силу из добра, просто не видим в добре источник силы, но всегда представляем его, как источник слабости. Вот и все.
Любит — не любит... Вечный вопрос. Как мучительно тяжко душе, когда не к кому обратиться за помощью. Действительно, не к кому! Нет на земле человека, который вернул бы тебе того, кого ты так любишь, или тебе кажется, что любишь! Нет его. Нет силы. Время ушло. Это нестерпимо больно. Это надо пережить, именно пережить, переждать, перетерпеть, ибо борьба бессмысленна.
Нужно научиться перестрадать! Но нам не нужны страдания, почувствовав сердечную боль, мы словно бы объявляем «вне закона» эти душевные страдания. Мы их отвергаем. Считаем чем-то для себя неестественным. Мы уверили самих себя, что страдание нас унижает. И мы готовы кинуться к любому средству восстановиться в своих правах, вернуть любимого. И в это время забываем про любовь.
При этом мы часто не успеваем (не хотим?) разглядеть собственную душу, в ней разобраться. А сама-то люблю? Нет? Куда там. Главное - настоять на правах. Победить... вернуть, даже если он сопротивляется изо всех сил.
Пытаясь разобраться в этом понятии, заглянула в словари и энциклопедии. Там вычитала, что синонимом скромности является кротость, что означает: безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Честно говоря, мне что-то не понравилось такое вот определение, и я решила поспрашивать своих друзей и знакомых, что же такое скромность по их мнению. Ответы поражали разнообразием. Я попыталась их систематизировать, и вот, что получилось:
1. Скромность - осознание прав других и адекватное к ним отношение.
2. Скромность - жизнь в согласии со своими желаниями и возможностями.
Как много нового можно узнать о себе иногда! Особенно, если работаешь в сугубо женском коллективе. Доброхоты с упоением передают тебе информацию, в которой, чаще всего, правильным будет только имя. Наверняка, жертвами сплетен были все мы, и не раз!
Понятно, что воспитать или перевоспитать любителей этого «разговорного жанра» невозможно, но есть правила, соблюдая которые можно хоть как-то уберечься от ненужной «популярности». Причем правила простые и всем хорошо известные. Но чем чаще повторяешь – тем лучше запоминаешь! Так что я продолжу.
Если вы внимательно покопаетесь в памяти, то обнаружите, что чаще всего в расползающихся сплетнях виноваты сами, потому что разоткровенничались с подружкой или коллегой по работе. Возникает простой вопрос – а для чего вы это делали? Хотели участия или получить дельный совет? Получили? Кажется, прописная истина, но вряд ли хоть одна из нас может похвастаться неукоснительным соблюдением этого правила.
Наверное, не стоит спорить с тем, что честность – это достоинство человеческого характера, характеризующее цельность натуры. Но, если в вашем окружении есть такие прямолинейные, готовые говорить только правду и ничего, кроме правды, люди, положив руку на сердце, признайтесь – ведь с ними трудно общаться? Вот и получается, что лживых людей мы порицаем, осуждаем, а от честных – часто стараемся держаться в стороне, опасаемся.
Стремление к предельной честности превращает людей в чересчур строгих критиков. С правдивым человеком трудно общаться еще и потому, что он может сказать вам все, что он думает о вас, ничего не скрывая и не приукрашивая. Абсолютная честность не всегда делает человека желанным собеседником. В разговоре такие люди бывают нетактичны и резки в выражениях.
Для многих людей честность - это еще и возможность высказать другому человеку в лицо все, что накипело, все, что у него на уме, не задумываясь ни о чувствах собеседника, ни о производимом впечатлении, ни об испорченном настроении. Более того, если вы обидитесь на такие слова в свой адрес, то можете услышать в ответ, что все сказанное – правда, а на правду не обижаются.