Факты:
По данным социологических опросов, 52% россиян ограничивают расходы на питание из-за роста цен. 34% респондентов заявляют, что рост цен на продовольствие нанесет урон семейному бюджету, но не отразится на их питании. Наиболее ощутимым россияне считают рост цен на молочные продукты и растительное масло – соответственно 74% и 82% респондентов отмечают резкий рост цен на эти продукты. 56% респондентов выделяют существенный рост цен на мясо и мясопродукты, 48-49% - на хлебобулочные изделия, крупы и макароны, 41% - на овощи и фрукты. Об этом сообщает РИА «Новости».
С 22 мая в России введен запрет на ввоз мясной продукции 18 европейских производителей. Данная мера не является чем-то необычным в российской практике. В начале 2008 года различные ограничения по поставкам в Россию мясной продукции действовали в отношении сразу 172 зарубежных предприятий. Как правило, запрет обусловливался несоответствием продукции принятым в нашей стране нормативам по содержанию пестицидов, а также неправильным оформлением и фальсификацией сопроводительных документов.
Нынешний запрет на импорт продукции введен из-за повышенного содержания в мясной продукции этих предприятий запрещенных и вредных веществ. Ну что же, похвально, что государство заботится о здоровье наших потребителей, но не чреваты ли такого рода запреты ростом цен на мясных прилавках? А может быть, с другой стороны, протекционистские меры способствуют усилению позиций отечественного производителя.
В этих вопросах мы попросили помочь разобраться председателя Союза потребителей России Петра Шелища:
Петр Шелищ
- Как вы относитесь к введению запрета на ввоз в Россию мясной продукции ряда европейских предприятий?
- Прямая обязанность надзорного органа - не допускать на наш рынок те продукты, которые не отвечают установленным у нас нормам. Если они вдруг обнаруживают, что до сих пор к нам потоком шло продовольствие, опасное для здоровья людей, то стоило бы разобраться, чем они занимались раньше. Почему эта продукция вдруг стала опасной? Или же она была таковой всегда, просто раньше они этого не обнаруживали или почему-то закрывали глаза? Я часто сравниваю продолжительность жизни мужчин в Санкт-Петербурге и в Финляндии - в стране с такими же климатическими условиями, как у нас. Так вот, разница в 12 лет. У них живут порядка 70-71 лет, а у нас – 59. Я полагаю, что в значительной мере это объясняется низким качеством потребляемого продовольствия.
- Как же все-таки повлияет нынешний запрет на цены?
- Все зависит от того, какую долю на рынке составляет мясо этих предприятий. Если доля заметная, то повлияет.
- А не породит ли потребительский ажиотаж сам факт обнародования информации о введении запрета на импорт продукции ряда зарубежных предприятий?
- Нет. Я не заметил ажиотажа, когда запрещали грузинские вина, польское мясо и так далее. Наш потребитель привычный ко всему и достаточно вяло реагирует на сообщения о том, что ему что-то угрожает. В любом случае, опасные продукты нельзя продавать ни по какой цене. И даже если после запрета существенно поднимутся цены, то это не значит, что запрет надо отменить. Надо принимать другие меры.
- Какие?
- Импорт квотируется Минсельхозом, так что Минсельхоз должен быстро искать замену поставщикам. Естественно, реально искать могут бизнесмены-импортеры, но они должны потом выбивать у Минсельхоза квоты. Так вот, эта процедура должна быть обставлена минимальными барьерами. Если ставится задача удержать цены за счет восстановления объема предложения на рынке после того, как с него удалили каких-то игроков, то надо срочно готовить им замену, да и вообще надо иметь резерв поставщиков. На мой взгляд, это работа Минсельхоза. Но одновременно надо решить вопрос, собираемся ли мы поддерживать своего производителя, создавая более жесткие условия для импорта. Сегодня наш производитель неконкурентоспособен зачастую не по своей вине, а потому, что зарубежное сельское хозяйство сильно дотируется. Без дотации европейский аграрий просто исчезнет, не выдержав конкуренции с африканским и латиноамериканским аграрием. И мы должны решить для себя, готовы ли мы мириться с ростом цен, если большую долю на рынке будет занимать наш производитель.
- Почему вы считаете, что в случае повышения на рынке доли продукции, произведенной нашим производителем, цены обязательно поднимутся? Разве нельзя сделать так, чтобы наш производитель поставил на рынок значительные объемы продукции, а роста цен при этом не произошло бы?
- В перспективе это возможно, но до этого надо дожить. Россия даже может стать поставщиком продовольствия на мировой рынок, ведь объем производства продовольствия определяется прежде всего размером земельных угодий. Ни у кого нет столько земель, сколько есть у нас.
- Но ведь надо учитывать и продуктивность угодий. Надо учитывать издержки, обусловленные сравнительно более суровым российским климатом…
- Безусловно, мы в худшем положении, чем аграрий штата Айова, но у нас и земель больше. Кроме того, не забывайте, что у скандинавов климатические условия не лучше наших, а урожайность намного выше.
- Правильно ли я вас понимаю, что нам тоже надо дотировать сельхозпроизводителя?
- Я предлагаю давать деньги потребителю. Я предлагаю, чтобы государство компенсировало рост цен бедной части населения (об этой системе KM.RU писал в статье «Американские талоны для российских бедняков». - Прим. KM.RU). Хорошо бы сделать так, чтобы эти компенсации можно было бы потратить только на отечественную продукцию. Это явилось бы сильной поддержкой и отечественного потребителя, и отечественного производителя.