Обострение отношений между Россией и странами Запада не помешает реализации проекта по строительству газопровода "Северный поток - 2". У противников магистрали практически не осталось действенных аргументов, а его экономическая целесообразность уже настолько очевидна для всех, что даже самое неблагоприятное развитие событий вокруг Сирии или по поводу "дела Скрипаля" не сможет сорвать проект.
Одним из ярых противников газопровода остается Еврокомиссия, которая пытается выдумать юридические основания для того, чтобы помешать строительству "Северного потока – 2". Еврочиновники требовали заблокировать проект, поскольку он якобы не соответствует антимонопольным требованиям Третьего энергопакета ЕС. Однако этот довод яйца выеденного не стоит.
Брюссельские парламентарии, очевидно, забыли, что прямо сейчас газ в Европу идет в том числе по четырем подводным газопроводам из Алжира и Ливии. Во всех трех алжирских газопроводах национальная компания Sonatrach является единственным поставщиком газа в трубу и она же владеет главным пакетом акций каждой трубы, тем самым нарушая постулаты того самого Третьего энергопакета. Попытаться распространить действие своих законов на эти магистрали задним числом европейцы не рискнут: Алжир обратится в суд и легко выиграет дело, а Евросоюзу придется платить крупную компенсацию за попытку сорвать договоренности.
Ситуация с проектом "Газпрома" аналогичная. Строительство "Северного потока – 2" было инициировано в 2015 г., а потому на него последние требования еврозаконодательства распространяться не должны. Если Еврокомиссия предпримет подобную попытку, Россия потребует к своему проекту такого же отношения, как к североафриканским, и суду ничего не останется, как признать правоту нашей страны.
ЕС делает все возможное, чтобы при помощи бюрократических уловок оттягивать старт строительства газопровода. Но в скором времени чаша весов должна окончательно качнутся в сторону "Северного потока – 2". Ключевую роль здесь будут играть несколько факторов, полагает специалист по закупкам нефти MOL Group, эксперт Российского совета по международным делам Виктор Катона.
Во-первых, Юридическая служба Совета ЕС признала, что Еврокомиссия не имеет полномочий решать судьбу газопровода – переговоры могут вести только те страны, которых непосредственно касается этот проект. Также европейские юристы согласились с тем, что "Северный поток – 2" не должен подчиняться требованиям внутреннего законодательства ЕС: на входе его деятельность регулируется законами РФ, на выходе – законами Германии, а в подводной части – Конвенцией ООН по морскому праву.
Так что Брюссель не имеет никаких оснований контролировать строительство и функционирование трубопровода. В последнее время эти заключения стали достоянием общественности, поэтому Еврокомиссии теперь придется непросто в навязывании своей воли вопреки мнению собственных юристов.
Во-вторых, ускорить реализацию проекта должно формирование нового правительства Германии. В нем заметную роль сыграют представитель социал-демократов, которые последовательно выступают за нормализацию отношений с РФ. Кабинету Ангелы Меркель придется учитывать не только интересы крупных немецких промышленных компаний, которые обеими руками поддерживают "Северный поток – 2", но и мнение социал-демократов, которые не потерпят промедлений в реализации выгодного совместного проекта с Россией.
У самой Меркель отношение к проекту изменилось в лучшую сторону. Не так давно она заявила, что проекте "Северного потока-2" не видит никакой угрозы целям диверсификации. С ее точки зрения, газопровод носит исключительно экономический характер.
В-третьих, бизнес-круги ЕС, у которых антироссийские санкции Брюсселя и Вашингтона уже сидят в печенках, потому что ежедневно лишают их прибыли, все более настойчиво лоббируют в высших сферах идею о необходимости восстановления отношений с Москвой. Практически все ведущие газовые компании Западной Европы участвуют в "Северном потоке – 2". Их раздражение действиями Еврокомиссии уже достигло крайней точки. В недавнем письме евровластям представители компаний написали, что заинтересованы в стабильных поставках наиболее дешевого топлива и не готовы переплачивать исключительно из политических соображений. Газовики могут в любой момент взбунтоваться, если чиновники вновь попытаются помешать проекту.
Эти шаги снимут самые главные препятствия для строительства трубопровода. Всех проблем это не решит, но поможет значительно ускорить процесс.
Андрей ФИЛАТОВ