В понедельник в РИА "Новости" прошел круглый стол "Механизмы финансирования здравоохранения". Председатель отделения Общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Москве и Московской области Дмитрий Борисов напомнил о том, что сегодня в России расходы на медицину в доле ВВП в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах: 3,7% против 6,5%. Еще примерно столько же население платит за лечение и лекарства из своего кармана. Это, разумеется, те, у кого в карманах что-то есть.
По словам Борисова, программы добровольного страхования не принесли желаемого результата: они не позволяют в полной мере защитить человека от рисков "в случае получения какого-либо диагноза, особенно если он достаточно серьезен". И для многих возникшие расходы оказываются попросту неподъемными.
За десять лет в 12 раз увеличено финансирование на онкологию, что отразилось на продлении жизни пациентов, однако средств по-прежнему не хватает. Согласно статистике, в онкологии деньги граждан составляют от 3% до 5% от общего объема лечения. "Однако если посчитать по количеству упаковок с лекарствами, то получится, что каждая третья покупается за деньги пациентов. Понятно, что люди покупают лекарства самые дешевые, нет речи о качестве этих лекарств... То, что для онкологических пациентов все всегда бесплатно, – это миф", – рассказал Борисов.
Затем он перешел к самому насущному на сегодня вопросу – заявленному Минфином снижению объемов финансирования здравоохранения: к 2020 г. они должны составить 2,5% от ВВП, то есть в полтора меньше, чем сегодня.
"Эта цифра подвергается огромной критике как со стороны врачебного сообщества, так и со стороны экономических экспертов, – заметил Борисов. – Минфин объясняет, что недофинансирование бюджетом федерального уровня должно компенсироваться бюджетом регионов. Однако есть регионы, где зависимость от федеральных субвенций составляет 70% и более. Если деньги в эти регионы не придут, то как их перекроет региональный бюджет? Это непонятно".
По замыслу Минздрава, всех спасет ГЧП – государственно-частное партнерство. То есть в бесплатную медицину должен прийти частный бизнес – ясно, что не бесплатно.
Уже придумана схема по привлечению бизнеса в здравоохранение. Она выглядит так. "Средств у государства всегда не хватает. Как раз вот в эту дельту и должны направляться средства через механизмы государственно-частного партнерства, – рассказал Борисов. – Часть средств могут быть аккумулированы через систему страхования. После постановки диагноза человек получает право в нашей стране на бесплатную медицинскую помощь по Конституции. Если бюджет не успевает финансировать, пациента могут поставить в очередь на ожидание. Если пациент не хочет ожидать и хочет получить помощь сейчас, он вынужден тратить свои средства. Это порой не под силу. По новой системе средства ГЧП должны дополнить средства гражданина".
Дальше возникает вопрос – где, кроме фонда ОМС, возьмут деньги эти самые ГЧП? А возьмут они, как рассчитывает государство, со здоровых граждан.
Деньги будут аккумулироваться в клиниках, работающих в режиме ГЧП, и когда туда придет лечиться тяжелый раковый больной, ему за счет этих средств предложат бесплатное лечение. "Так будет привлекаться дополнительный финансовый ресурс для лечения тех людей, которым ставится диагноз", – объяснил Дмитрий Борисов.
По его словам, это очень хорошая схема, которую могут использовать страны СНГ – они наверняка захотят перенять наш опыт, а денег на лечение тяжелых больных у них тоже нет.