В новогодние каникулы некоторые россияне внезапно могут обнаружить, что их пластиковые карты заблокированы. Но виноваты в этом будут не банки, а невнимательность самих пострадавших. Дело в том, что с 1 января 2014 г. вступает в силу многострадальная норма закона "О национальной платежной системе", согласно которой кредитная организация обязана уведомлять клиента обо всех операциях с его картой. Банки просят владельцев электронных платежных средств обновить свои контактные данные, оставляя за собой право временной блокировки карты в случае отсутствия соответствующей информации.
"Основания для блокирования банковской карты определяются договором между банком и клиентом. Если в порядок использования карты включена обязанность клиента предоставлять банку актуальную информацию о номере своего мобильного телефона, то в случае неисполнения этой обязанности банк вправе в соответствии с договором блокировать карту", – пояснил РИА "Новости" источник в ЦБ. Практически все кредитные организации к выполнению новых требований готовы.
Но есть и утешительная для клиентов новость. Речь идет о девятой статье закона, вступление которой в действие с 2011 г. дважды откладывалось по ходатайству банковского сообщества. И не мудрено: ведь эта норма, по сути, вводит "презумпцию невиновности" для клиентов. Теперь в случае похищения денег с карты именно банку придется доказывать причастность ее держателя к исчезновению этих средств, и при отсутствии таких доказательств компенсировать всю сумму. Причем, если клиент не получит уведомления о спорной операции, банк обязан будет вернуть средства даже без проведения расследования.
До недавних пор в большинстве случаев мошенничества с картами последствия ложились на плечи их держателей. Вернуть украденные средства было крайне затруднительно в целом и практически нереально в тех ситуациях, когда происходило снятие наличных через банкомат. Клиент сам должен был убедить банк (зачастую через суд), что непричастен к пропаже и является пострадавшим, а не мошенником.
Впрочем, и в новом законе все не так гладко. Во-первых, не установлено никаких временных пределов на возврат средств. Так что ждать компенсации, возможно, придется довольно долго. Но главное – на оспаривание несанкционированных операций отведены всего сутки после получения уведомления от банка. Если в течение этого времени человек не успеет оповестить кредитное учреждение о неправомерном списании средств, банк ему уже ничего не должен. При этом уведомление от клиента о несогласии с транзакцией должно быть направлено "в предусмотренной договором форме". И что делать, если договором предусмотрена, например, исключительно письменная форма заявления, поданного лично держателем карты в отделении банка, а человек в этот момент находится в другом городе или даже стране, где отделений данного банка в принципе нет?
В том, что многие банки постараются составить договоры так, чтобы максимально минимизировать свои риски, можно не сомневаться.
Кстати, банкиры сами предложили внести в закон поправки, согласно которым на оспаривание транзакций клиенту давалось десять дней, а банк должен был вернуть средства в течение 30 дней (или 60 в случае трансграничных операций). Правда, при этом ответственность за регулярную проверку счета перекладывалась на плечи держателей карт. Но все эти предложения были отвергнуты законодателями, которые решили оставить закон в прежнем виде и понаблюдать за тем, как он будет действовать, чтобы уже на основании практического опыта думать над возможными изменениями.
Банки, в свою очередь, опасаются волны мошеннических списаний: мол, граждане будут снимать деньги со своих карт, заявлять о кражах и требовать возмещения. Но, если в кредитном учреждении хорошо развита система безопасности, отследить такие случаи не составит труда, парируют эксперты. Заставить банки уделять больше внимания вопросам безопасности – одна из основных задач нового закона.