Болгария не спешит присоединяться к санкциям против России. Как пишет швейцарская Le Temps, Болгария не просто не поддержали санкций против России, но еще и выступила на ее стороне. Более того, все чаще звучит мнение о том, что вступление страны в ЕС и НАТО было недоразумением. С санкциями против России не согласен и мэр латвийского города Вентспилс Айварс Лембергс, потому что есть что терять.
Ежедневно буксиры заводят в порт Венспилс огромные нефтеналивные танкеры водоизмещением до 120 тысяч тонн. Они транспортируют российские нефтепродукты в разные страны, в том числе США. Чтобы заполнить такой танкер на терминале,потребуется не меньше трех дней.
Танкер швартуется к причалу, а на подходе — уже и суда. Их будут загружать углем из Кузбасса и калием с Урала. Незамерзающий порт Вентспилса — один из ведущих на Балтике. И хотя находится он в Латвии, это и ворота в Россию. Но сегодня в Ветспилсе опасаются, что благополучие транзитного бизнеса — под угрозой. США и ЕС грозят России санкциями следующего уровня, а 80% всего транзита — это российские грузы.
"У США— 17-е место в нашем внешнеэкономическом обороте. Без них Латвия может обойтись, без России — никак.Мы ведь экономически интегрированы и практически любые санкции — это санкции против Латвии", — отметил Айварс Лембергс, мэр Вентспилса.
Лембергс любит наблюдать за работой грузовых кранов. В прошлом он и сам работал в порту инженером-экономистом, а позже стал совладельцем нефтеналивного терминала. Сегодня он и мэр Вентспилса, и глава Ассоциации транзитного бизнеса всей Латвии, и человек, привыкший просчитывать риски.
"Один вариант санкций: Латвия не берет российский газ, живет без газа. Не экспортирует пищевые продукты. Но тогда экономика остановится! Вообще экономические санкции можно приравнять к самоубийству", — уверен Айварс Лембергс. Он заявил латвийским журналистам о том, что если ЕС введет экономические санкции против России, проще всем вместе пойти и утопиться в Балтийском море.
По соседству с портом — офис компании, которая так и называется — "Вентспилский торговый порт". Это оператор крупнейшего угольного терминала. Здесь строго следят за графиком транзита грузов.
В музее, открытом в местном средневековом замке Ливонского ордена, экскурсовод демонстрирует туристам портреты русских царей и рассказывает, как динамично стал развиваться местный порт — тогда Виндава — когда город-крепость стал дополнительным "окном в Европу" тогда еще для Российской империи.
Имперские времена давно ушли в прошлое, но и сегодня Рижское взморье — излюбленное место отдыха десятков тысяч россиян. В последние годы россияне массово покупали здесь недвижимость: знакомый климат, но еще и море. Однако с начала крымских событий сделки приостановились: предвидя визовые ограничения, россияне опасаются. Хотя прежде здесь активно покупали недвижимость не только бизнесмены, но и средний класс из многих российских городов-миллионников.
"Если порт остановится, вместе с ним и латвийская железная дорога — грузовые перевозки и пассажирские", — сказал Айварс Лембергс.
Суровая Балтика в эти дни выглядит приветливо. Но безмятежность знаменитых латвийских курортов и их жителей, только, было, привыкших, что в отношениях с Россией стала наступать столь желанная для обитателей Балтии комфортная рутина, нарушают политические заявления из Вашингтона и Брюсселя.