В Великобритании для лечения коронавирусной инфекции зарегистрировали противовоспалительный препарат дексаметазон – согласно клиническим испытаниям, проведенным в Оксфорде, лекарство значительно снижает смертность пациентов с COVID-19, находящихся в тяжелом состоянии. В ВОЗ результаты исследований уже назвали «научным прорывом». «Газета.Ru» рассказывает, чем хорош дексаметазон и в каких случаях ждать от него помощи все же не стоит.
Стероидное противовоспалительное средство дексаметазон стало «научным прорывом» в лечении коронавирусной инфекции, заявил гендиректор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус.
«Это первое лекарство, которое показало снижение уровня смертность среди пациентов с COVID-19, которым необходимо кислородное лечение или искусственная вентиляция легких», — отметил он, назвав результаты исследовательской работы «отличной новостью».
Испытания данного препарата проходили в Оксфорде — предварительные результаты тестирования предоставили в ВОЗ. В ближайшее время туда поступит полный анализ итогов исследования.
В клинических испытаниях принимали участие 2104 добровольца с тяжелой формой COVID-19. Им в течение 10 дней ежедневно внутривенно вводили по шесть миллиграммов препарата. В конце эксперимента их состояние сравнили с самочувствием еще 4300 больных, которые получали обычную противовирусную терапию.
Выяснилось, что дексаметазону удалось на 35% понизить риск смерти пациентов, находящихся на ИВЛ. В то же время среди больных коронавирусом, получающих иное кислородное лечение, смертность снизилась на 20%. При этом согласно подсчетам ученых, если бы данный препарат начали массово принимать раньше, в Великобритании удалось бы спасти порядка 5 тысяч жизней.
Один из ведущих исследователей Оксфордского университета, профессор Мартин Ландрэй вместе с тем уточнил, что для лечения легкой формы заболевания дексаметазон неэффективен. Как объяснил газете The New York Times профессор вирусологии в Королевском колледже Лондона Стюарт Нейл, лекарство борется только с воспалениями, но не с самим вирусом.
«Мы хорошо понимаем, что та тяжелая фаза COVID-19, когда пациент попадает в реанимационное отделение, все его симптомы, в том числе и цитокиновый шторм (гиперреакция иммунной системы. — «Газета.Ru»), связаны с воспалительными процессами, которые и снимает дексаметазон, будучи мощным противовоспалительным препаратом», — уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» фармаколог, председатель экспертного совета по здравоохранению Совфеда Виталий Омельяновский.
Он также рассказал, что дексаметазон обладает большей эффективностью в сравнении с другими кортикостероидами (группа стероидов, в которую входит дексаметазон. — «Газета.Ru»), так как у него несколько иные фармо-генетические свойства, а также более длительное действие.
Между тем глава египетского Научного комитета по борьбе с коронавирусом Хуссам Хосни заявил, что в стране использовали дексаметазон еще до того, как британские ученые провели свое исследование.
«Великобритания преуспела в том, что смогла через СМИ растиражировать это лекарство, хотя Египет использовал его еще до нее», — сказал он в эфире телеканала Sada el-Balad.
О том, что науке данный стероид известен давно — уже более 60 лет — сообщил и Виталий Омельяновский. «Называть данный препарат «прорывом в лечении» я бы не стал, так как дексаметазон давно используется в клинической практике для лечения аутоиммунных, аллергических, воспалительных и иных заболеваний», — рассказал фармаколог «Газете.Ru». Кроме того, данное средство считается допингом и входит в список препаратов, запрещенных WADA.
Один из авторов оксфордского исследования, профессор Питер Хорби заявил, что дексаметазон должен стать стандартом лечения пациентов с COVID-19. К тому же, по его словам, это дешевое и широкодоступное лекарство.
В Москве его можно купить за около 300 рублей. По мнению американского хирурга Атула Гаванде, именно из-за этого лекарство так быстро зарегистрировали. «Будет хорошей новостью, если дексаметазон, дешевый стероид, действительно сократит смертность у вентилируемых пациентов с COVID-19, но после всех отказов от различных препаратов, которые уже делали ВОЗ, недопустимо пиарить данное средство до выхода обширных исследований и научных статей», — написал он на своей странице в соцсети Twitter.
Выразил сомнение в необходимости такой спешки и завотделением интенсивной терапии американской больницы North Shore University Hospital Хью Кассиер. По его словам, проведенного в Оксфорде исследования недостаточно для массового применения дексаметазона.
«Иногда во время клинических испытаний люди, находящиеся в группе с обычным лечением, намного сильнее больны и именно поэтому смертность у них может быть выше», — пояснил медик NYT. Кроме того, он заявил, что знаний о побочных эффектах данного препарата все еще недостаточно.
«Да, группа кортикостероидов, в которую входит дексаметазон, пользуется доверием, но каковы, например, были неврологические результаты их применения? Нужно время, чтобы узнать, действительно ли мы помогли пациентам, принимающим это лекарство, или покалечили их», — подчеркнул в беседе с NYT врач отделения неотложной помощи в американском городе Бригам-Сити Джереми Фауст.
«Это гормональный препарат, поэтому побочные эффекты могут быть достаточно тяжелыми, но развиваются они в редких случаях, и медицине уже известно, как их нейтрализовать», — отметил в свою очередь Омельяновский.
По мнению египетского врача Хуссама Хосни, применение дексаметазона может быть вполне безопасным, если будет проводиться лишь в стационарах и под контролем врачей.
«Бояться дексаметазона не надо. В тяжелых состояниях его обязательно нужно назначать. В этой ситуации нужно оценивать риск и пользу, и в данном случае польза будет перевешивать», — заключил Омельяновский в разговоре с «Газетой.Ru».
Александра Ефимова