Первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов открыл неделю парой интересных заявлений, связанных с зарплатами госслужащих. В интервью журналу The New Times он сказал, что ограничение тарифов госмонополий заставит их оптимизировать расходы, в том числе путем заморозки зарплат или даже их снижения и увольнения некоторых управленцев, и при этом высказался в пользу щедрой оплаты работы членов правительства.
Шувалов напомнил, что заморозка тарифов госмонополий в текущем году не избавляет их от обязанности исполнить свои инвестиционные программы в полном объеме. Без тех дополнительных средств, которые они могли бы получить в случае роста тарифов, монополисты не смогут одновременно и инвестиции осуществлять, и зарплаты повышать, как это было раньше. Придется изыскивать внутренние ресурсы. "Это значит, что им придется пройтись по своим компаниям и посмотреть: есть "откаты", нет "откатов", есть ли завышенные зарплаты, и если есть, то как их сократить. Это значит, что им придется высвобождать некоторых сотрудников, в основном управленцев", – отметил Шувалов.
Политика правительства относительно занятости населения несколько изменилась, продолжил вице-премьер, и если во время кризиса 2008 г. работодателям ясно давали понять, что массовых сокращений необходимо избежать, то сейчас подобной установки нет. В бюджете зарезервировано 200 млрд руб. на программы переобучения людей, которых придется увольнять, на гранты для открытия собственного дела или пособия на переезд в другое место, где можно найти работу. Впрочем "драматического роста" безработицы в 2014 г. правительство не ожидает.
Что же касается зарплат высокопоставленных чиновников, вице-премьер считает, что они должны быть на рыночном уровне: "Невозможно сохранить девственность, родив троих детей. Если общество хочет, чтобы не было коррупции, чтобы высокие профессионалы занимались государственным управлением, то им надо платить высокие зарплаты".
В России, объяснил Шувалов, особая система управления, когда члены правительства не объединены общей партийной целью и не связаны партийной дисциплиной, а являются (большей частью) профессионалами высокого уровня. По сути, их назначают так же, как нанимают на работу топ-менеджеров в коммерческие компании. "Если вы пойдете покупать управленца такого класса на рынке, то он будет стоить много денег. Если бы он становился членом правительства, потому что его партия пришла к власти, то вам не надо было бы ему, наверное, платить таких больших денег: его лояльность определена принадлежностью к победившей партии. А если нет – то вы должны платить по законам рынка", – считает вице-премьер.
Но если уж проводить параллель с рынком, так до конца. С дорогостоящего топ-менеджера и спрос соответствующий. Его цена определяется той эффективностью, о которой сам вице-премьер упоминал в связи с госмонополиями. А у российского правительства она пока вполне сопоставима. Диверсификация экономики, как одна из ключевых задач, ставится перед кабинетом министров на протяжении второго десятилетия, а сырьевая зависимость России лишь усугубляется. Не доведено до логического конца большинство значимых структурных реформ, инвестиционный климат ухудшается, капиталы бегут, страна вползает в рецессию на фоне стабильно высоких цен на нефть и относительно благоприятной ситуации на внешних рынках. И почему-то, несмотря на все это, крайне редко министры по доброй воле уходят со своих постов, где так мало платят и так много требуют.
Кроме того, одним повышением зарплат проблему коррупции, как известно, не искоренить. Этот шаг должен сопровождаться сопоставимым увеличением ответственности за взяточничество, чтобы присутствовал реальный страх потерять место. В противном случае и за прибавку к жалованию спасибо скажут, и брать "на лапу" не перестанут. Однако, повышая зарплаты высокопоставленным чиновникам и депутатам, о наказаниях, которые ждут их в случае уличения в коррупции, власти ничего не говорят.