После продолжительного режима самоизоляции и дистанционного обучения 80% школьников пожаловались на возникновение депрессии, различных фобий, а также нарушения сна. По словам исследователей, сейчас детям больше всего необходима помощь специалистов. Однако, как объяснили «Газете.Ru» детские психологи, решение проблемы напрямую зависит от поведения родителей и требует проработки с их стороны.
На фоне дистанционного обучения в период пандемии более чем у 80% школьников развились психические проблемы. Согласно опросу, который провели специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, депрессивные состояния выявили предположительно у 42,2% школьников, астенические состояния — у 41,6%.
На вопросы медиков ответили почти 30 тыс. школьников разных возрастов из 79 регионов России. Большинство из них — 69,2% — во время режима самоизоляции почти не выходили из дома.
В результате только каждый восьмой учащийся смог адаптироваться к новым условиям. У остальных, помимо депрессий также выявили ряд других психических расстройств: обсессивно-фобические состояния у 37,2%, синдром головных болей — у 26,8%, нарушения сна — у каждого второго учащегося (55,8%).
13,1% детей также испытывали подавленность, еще 44,2% замечали, что их настроение меняется несколько раз в день. В целом, подростки с трудом пережили режим самоизоляции — 21,2% назвали его невыносимым, 36,7% отнеслись к нему просто негативно. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных.
Полученные данные, отмечают авторы, говорят о необходимости массовой психологической поддержки детей и подростков. Однако, как заявил «Газете.Ru» директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, сейчас в российских школах с этим существует большая проблема.
«Наш анализ показывает серьезный дефицит специалистов подобного профиля в регионах. Он во многом связан с уровнем оплаты труда, который ниже, чем у учителей. Ситуация пандемии должна ускорить принятие решений, которые позволят укрепить систему коррекции трудностей в обучении и социальной адаптации. Она, конечно, не может основываться только на работе психологов — важно, чтобы учителя имели навыки своевременного выявления, их профилактики и поддержки детей. И очень важно школе выстроить взаимодействие с семьями», — подчеркнул он.
На важность вмешательства родителей в процесс восстановления школьников после режима самоизоляции и дистанционного обучения обратила внимание и внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова.
«Основные средства помощи детям – это их родители. Поэтому, конечно, основная задача школы – провести с родителями какие-то семинары, которые помогут родителям разобраться, в каких случаях ребенок ими манипулирует, а где правда возникают психиатрические проблемы. Стоит понимать, как в том или ином случае действовать, потому что где-то родители могут справиться, где-то должен вмешаться психолог, а где-то уже и психиатр, если заболевания действительно подтвердятся», — объяснила специалист «Газете.Ru».
Как отметила детский и подростковый психолог Татьяна Семенко, родителям стоит попытаться, в первую очередь, наладить контакт со своим ребенком, так как психологические проблемы рождаются из-за дефицита общения со сверстниками.
«В сложившейся ситуации нужно всегда находить плюсы. Самоизоляция была способом познакомиться поближе, повысить доверие ребенка к миру. Невротические симптомы ведь в основном происходят в том числе из-за ощущения опасности. Сейчас весь мир был вынужден выйти из зоны комфорта, и, несмотря на то, что дети всегда легче переносят перемены, для них это также больше перешло в негатив. Чтобы им помочь, нужно давать ощущение безопасности и подавать пример. Как минимум, не закупать гречку и туалетную бумагу в промышленных количествах», — отметила психолог в разговоре с «Газетой.Ru».
Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, в свою очередь, призвал общественность не накладывать вину за психологические проблемы детей только лишь на дистанционное обучение. По словам педагога, для некоторых детей оно даже пошло на пользу, в том числе в вопросе их психического здоровья.
«Дети, которые страдают серьезными заболеваниями, такими, как аутизм, или даже просто глубокие интроверты почувствовали себя увереннее и смогли учиться дистанционно без дискомфорта, боязни, что они будут выглядеть глупо на фоне других. И быстро из троечников стали превращаться в отличников», — пояснил Ямбург «Газете.Ru».
Как отметил Ямбург, для того, чтобы нормализовать ситуацию, школам стоит постепенно переходить к формату частично дистанционного обучения. В таком случае, у учебных заведений получится идти в ногу со временем и при этом не вредить детям.
«Никто и ничто не заменит школьникам урока, где они общаются с учителем глаза в глаза. Поэтому единственный способ, который не будет рушить психику школьников и в то же время будет соответствовать запросам времени – это сочетание разных способов обучения. Как традиционного, так и дистанционного. Если перевести ряд предметов в онлайн, то у учителей останется время на самое важное – например, выделение ценностей и смысла культуры», — подчеркнул он.
Согласно опросу Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, у детей также были выявлены проблемы со здоровьем из-за регулярного использования смартфонов – непосредственно для учебы их ежедневно использовали 73,1% учащихся. Для разных целей каждый день к гаджетам обращались практически все школьники — 99,2%.
В целом из-за пандемии время школьников стало распределяться иначе – прогулки и физическая активность сократились более чем вполовину, в то время как компьютеру и смартфонам дети стали уделять на 46% времени больше.
Как результат — 18,1% стали жаловаться на покраснение глаз, еще 44,9% на общее утомление. Еще около 15% отметили шум в голове и заложенность ушей из-за постоянного использования наушников.
«При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как серьезный фактор риска развития патологии зрения у детей и подростков», — подчеркнули авторы исследования.
Дистанционное обучение школьников показало, что современная цифровая школа не может предложить безопасные для здоровья технологии онлайн-обучения, заключают авторы.
Александра Баландина