Знакомьтесь, Зуева Галина Александровна, член Международного Художественного Фонда с 1993 года.
«Как я стала художницей? Это немного напоминает историю Золушки из сказки. Сами посудите: по образованию я химик, закончила МИСиС, правда была еще и художественная школа в детстве. А после института началась работа, совершенно далекая от творчества – «активная» химия, пуско-наладочные работы, да еще 15 лет провела в командировках.
Только после рождения дочери командировки закончились, и появилась работа в Москве, тоже в «химии», но уже в микроэлектронике – я стала начальником цеха приготовления особо чистой воды для технологии. Тогда еще взять в руки кисть и краски даже в голову не приходило.
Вы помните, как стала меняться жизнь после 1991 года? Вот и с нами произошло то же самое: «оборонка» была не нужна, мы работали по заказам. Чтобы не разбежались сотрудники цеха, я стала искать заказы на стороне. Нам повезло, попалась интересная работа - делать шелкографию для кукол. Коллектив был наполовину женский, такое дело всех заинтересовало, поэтому сначала мы быстро освоили технологию, а потом решили, что и кукол сможем делать сами, тем более, что тогда они пользовались большим спросом.
Вот тут сыграло свою решающую роль наличие у меня художественного образования. Первые уроки по работе с фарфором я получила у известного скульптора Смирнова Олега Алексеевича в художественном комбинате им. Вучетича. После его «мастер-классов» и начала делать фарфоровых кукол. Сотрудники цеха делали и одежду, и подставки, и упаковку, сами обжигали фарфор в лабораторном муфеле. Так мы проработали больше года.
Но на одних куклах было не продержаться, а основной работы становилось все меньше. Сотрудники стали увольняться, цех разваливался на глазах, я уходила последней. Так и случилось, что почти в предпенсионном возрасте я оказалась на «вольных хлебах», но у меня уже появилось занятие, захватившее меня целиком.
В отличие от прежних лет, когда нигде ничего нельзя было купить, настали иные времена. Теперь можно было приобрести и фарфор, и ткани, и краски, и литературу не на макулатуру, а просто так, в магазине. И, самое главное - можно было не члену МСХ продавать свои работы. Никаких ограничений! Даже некоторая эйфория началась!
И вот я стала художником-кукольником. Первые мои куклы были в русских народных костюмах по музейным образцам - меня очень увлекала история и развитие русского народного костюма.
Я делаю самых разных кукол и по размерам, и по костюмам. При этом всю работу, начиная от замысла, выполняю самостоятельно, поэтому все мои куклы – авторские работы. Они очень разнообразны: есть фарфоровые куклы, есть куклы, выполненные с портретным сходством. Делаю я кукол и по заказам.
От того момента, когда я кукле ставлю расписанную головку, она уже живёт и сама предъявляет мне требования: какой ей нужен костюм, какая причёска, какая поза. После установки головки я даже не могу позволить себе воткнуть в нее иголку, несмотря на то, что туловище и половинки рук и ног у кукол из ткани с набивкой. Кукла живёт своей жизнью. Иногда происходят просто мистические истории, потому что проявляется отданная кукле энергетика - кукла словно чувствует и реагирует на каждое прикосновение. Я даже не смогла отдать некоторых кукол – они так и остались жить у меня дома.
Первое время я, что называется, «тусовалась» среди кукольников, но потом поняла, что это мне неинтересно, так как художники-кукольники, в основном, молодые претенциозные женщины, с своими амбициями, с интригами, с желанием выделиться, а работы коллег любят оценить чересчур критически и излишне громко. Но все же я приобрела и немногих друзей, и единомышленников среди кукольников, общение с которыми мне доставляет удовольствие. А свои амбиции я с лихвой удовлетворила в основной работе. Вот так и пришла я к тому, что у меня появилось творчество, которое мне нравится, да еще и приносит какой-то достаток.
Для выставки «День рождения Пьеро» меня попросили сделать колокольчики. Вот так появились первые куклы-колокольчики, из которых впоследствии образовался «Русский народный хор». Сейчас в этом хоре 25 миниатюрных кукол-колокольчиков, костюмы которых максимально приближены к музейным образцам, насколько это вообще возможно в миниатюре. У кукол-колокольчиков подвижная головка. Наклон, поворот головки - и кукла словно оживает, проявляет свои чувства и эмоции.
Много лет мои работы можно было купить в художественном салоне на Октябрьской площади, а теперь я выставляю свои работы в художественном салоне «Наследие» на Красной площади, дом 1. Мои работы вы можете найти и в филиале художественного салона «Наследие» на Никольской ул. дом 5 в Москве, а в последнее время в салоне при посольстве США.
Как раз в этом салоне меня попросили сделать из фарфора яйца и напёрстки. Так я расширила круг своих работ. Яйца и напёрстки я делаю в технике «pate sur pate», это старинная технология, очень трудоёмкая, в ней рисунок приобретает объёмность за счёт многократного наложения слоя на слой фарфора, окрашенного пигментом. Мне нравится, как это выглядит, поэтому в такой технике я работаю с большим удовольствием.
Я делаю свои работы в «бисквите» из английского фарфора «parian», это самоглазурующийся просвечивающийся фарфор, поэтому он не требует дополнительной глазуровки. Фарфор - материал очень благородный и «parian» особенно, после обжига у него появляется «восковой» блеск. Фарфор долговечен, если его не разбивать, конечно. Конечно, мне интересны и другие техники, вот сейчас я осваиваю новые технологии в фарфоре - это «серебряная глина» и «бумажная глина».
Мои куклы неоднократно побывали на выставках кукол в Москве, вывозились они на выставки и в Европу. К сожалению, большинство моих работ не в России, так как авторские куклы довольно дороги, и, в большинстве своём, их покупают коллекционеры через художественный салон.
Некоторое время назад дети подарили мне компьютер, который я и пытаюсь сейчас освоить. В Интернете меня нашли коллекционеры, да и я сама нашла через Интернет увлеченных людей, заинтересовавшихся моим творчеством. Думаю, что самые интересные встречи и лучшие работы еще впереди!
Вот так я и прошла свой путь от производственного цеха до международных выставок. Мне кажется, что распорядиться временем и способностями по плечу любой женщине. Важно только это захотеть, отыскать в себе таланты и развить их. Не бойтесь начинать и творческих Вам успехов!»