Приятные неожиданности делают жизнь радостной и насыщенной. Такой случайностью стало для меня знакомство с искусством Санкт-Петербургской художницы-кукольницы Галины Гричановой.
Ее куклы, каждая со своим характером, настроением, несут огромный заряд оптимизма и чувства юмора самой Галины. Мне очень захотелось познакомить вас, дорогие читательницы, с этой талантливой женщиной.
Вот что рассказывает о себе сама Галина Гричанова.
Вообще-то я закончила Лесотехническую академию и стала биологом. Правда, ничуть не меньше, чем биологией, я всегда увлекалась изобразительным искусством.
В самом раннем детстве я занималась лепкой и рисованием. Участвовала в разных детских выставках. Из той поры больше всего запомнилось керамическое «Купание красного коня», которое экспонировалось на выставке детского творчества аж в Русском музее. С тех пор, кем бы ни работала (а в жизни были разные периоды), творчеством заниматься не переставала.
И вот, отдав биологии много лет, в настоящий момент я перешла из разряда биологов - профессионалов в стан биологов - любителей. С конца 80-х годов я занимаюсь только художественными работами, а конкретно - той разновидностью декоративно-прикладного искусства, которая называется «авторские куклы». Ну и, постепенно, стала художником-кукольником (или, как еще говорят, кукольным мастером).
Кукол я начала делать более 15 лет назад. Тогда я сделала очень много барельефных кукол. Раздаривала их, продавала. Из того периода у моих подруг до сих пор что-то висит на стенках. Одна работа («Портрет мухи») уехала даже в Британский музей.
Вообще, работы "разъехались" по всему миру: те, что я делала по конкретному заказу или продавала коллекционерам, «живут» в Израиле, Англии, Германии, США, Украине, Казахстане, а все города России просто трудно вспомнить. Жаль, что проследить географию работ, проданных через салоны просто невозможно.
Первоначально я делала кукол из привычных материалов: глины, папье-маше, пластики. Но многодетной матери (каковой я являюсь) приходится много шить - сами знаете, одежда на детях просто горит. И тогда мне пришло в голову совместить свои художественные пристрастия и материнские заботы.
В результате с начала 90-х годов моим любимым материалом стал текстиль. Хотя я до сих пор работаю и в глине, и в пластике, но все-таки текстильная кукла - это моя «коронка».
Более того, постепенно, помимо создания классических авторских кукол, я освоила технику декоративных текстильных барельефов. Их так удобно вешать на стену! Считаю, что именно благодаря мне на свет в 1991 году появился жанр текстильной барельефной куклы.
Идеи для новых кукол буквально носятся в воздухе - было бы время, чтобы их воплотить! Сейчас я, в основном, работаю по конкретным заказам, то есть делаю портреты.
Но все же работать по своему замыслу мне нравится гораздо больше, хоть это и не так выгодно, ведь я живу исключительно на доходы от своего творчества.
Когда же освобождается минутка сделать что-то «для души», то очень люблю постмодернистскую тему, переосмысливание художественных и литературных шедевров. А тут уж недостатка в идеях просто не может быть.
Так родился мой цикл «По мотивам воспоминаний о прекрасном». А вообще, об идеях рассказывать не буду, а то, бывает, пока собираешься, куклу на эту тему сделает кто-нибудь другой. Пусть не так, как это замыслила я, но все равно обидно!
Первые ценители и критики всех моих работ, конечно же, семья. Многое им нравится, но и первые замечания я слышу тоже от них. Моя дочь - сама художник, поэтому ее я выслушиваю особенно внимательно. А муж вообще работает со мной, занимается и финансовыми, и рекламными вопросами.
Что еще рассказать о себе? В молодости я много путешествовала по СССР. С тех пор моей любовью является Средняя Азия, а особенно Таджикистан. Путешествия я люблю и поныне, но маршруты несколько изменились. Хочется увидеть весь мир, хотя и родную страну тоже не забываю.
С детства люблю музыку: классическую, джаз, авторскую песню - самые разные жанры. Сама играю на фортепьяно. Еще муж пристрастил меня к написанию стихов и стихотворных пародий, которые мы часто пишем с ним в соавторстве.
Нельзя не упомянуть еще двух членов моей семьи. Это русская борзая красавица Лика (к сожалению, она недавно умерла, но я ее не могу забыть) и кошка по имени Ида Рубинштейн. Почему ее так зовут? Да потому что грация у нее точь в точь, как у знаменитой балерины на портрете Серова.
И напоследок о самом странном моем увлечении. Я коллекционирую ножницы - ими увешана вся кухня. В коллекции у меня много интересных экземпляров, в том числе ручной ковки. Изготовление некоторых из них датируется аж первой половиной 19 века.
Трудно ли делать кукол? А вы попробуйте сами! Тем, кто хочет сам сделать текстильную авторскую куклу (объемную или барельефную) с украшениями из пластики и фурнитуры, могу рассказать, как это делаю я.» (Прим. ред. «Секреты мастерства Галины Гричановой» и «Мастер-класс по барельефной текстильной кукле» будут опубликованы в нашем журнале позднее).
Вообще, женщины – безусловно творческие личности, особенно, когда что-то нужно сделать руками. Это, по-моему, общеизвестно. А уж в той области искусства, в которой работаю я, кукольниц-женщин - подавляющее большинство, хотя мужские работы очень интересны.
Рассказывать об интересном человеке можно бесконечно, рассматривать работы, задавать вопросы, осмысливать ответы, пытаясь найти созвучие в собственной душе. Мало получить талант от рождения – понять его в себе, развить куда как важнее.
Галине Гричановой удается многое (так и хочется сказать – все!). Она ведь не только талантливый художник - она мать, жена, просто интересная женщина, любознательный, увлекающийся, неравнодушный человек. И это как раз – главный секрет ее мастерства!
Иллюстрации:
пример работы из пластики.
Кукла «Болелы» из серии «Зенит – Чемпион» |
пример текстильной барельефной куклы. Портрет восходящей поп-зведы Насти Миловой из группы «Баунти» |
портрет Джонни Деппа в роли Джека Воробья |
портрет Веры Черняковой |
цикл «По мотивам воспоминаний о прекрасном». Валентин Серов: «Девочка с персиками» |
цикл «По мотивам воспоминаний о
прекрасном». Николай Заболоцкий: «Целый день стирает прачка...» |
часть композиции «Ностальгия по Таджикистану 80-х» - «Продавец посуды» |