Великому празднику Рождества Христова предшествует Рождественский пост. Иногда его называют Филипповым (в народе — филипповками), так как заговенье на этот пост приходится на 27 ноября, день святого апостола Филиппа.
Сам пост начинается 28 ноября после продолжительного осеннего мясоеда и заканчивается 6 января, в Рождественский сочельник. По строгости этот пост значительно уступает Великому и Успенскому, во многом напоминая Петровский пост, ведь посвящен он великой радости, событию огромного значения для всего человечества - рождению Богомладенца Христа, Спасителя всего мира.
Рождественский пост можно назвать рыбным, так как рыбу можно есть во многие дни этого периода. Рыбу на Руси всегда любили. «Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку. Те, кто победней — селедку, сомовину, леща... У нас, в России, всякой рыбы много», — писал Иван Шмелев в своем произведении «Лето Господне».
В Рождественский пост 1761 года Московский Патриарх угощал царя «домовым кушаньем в три статьи по четыре ествы:
- первая статья - щука паровая живая, лещ паровой живой, стерлядь паровая живая, спина белорыбицы
- вторая статья - оладья, тельная живой рыбы, уха щучья живой рыбы, пирог с телом живой рыбы
- третья статья — щуки голова живая, полголовы осетреи живой, тешка белужья...» (М. Н. Пыляев. «Старое житье»).
Рыба в христианстве - это и основной продукт, и символ. Апостолы были рыбаками и ели рыбу на своих вечерях, то есть ужинах. А чудо насыщения Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами стало хрестоматийным эпизодом и известно сейчас каждому человеку на земле.
К тому же рыба была символом Самого Христа. По-гречески «рыба» - «ихтис», что является аббревиатурой греческой фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Как в наше время знак креста, так в первые века христианства знак рыбы изображали на стенах катакомб и храмов, в письмах, на утвари и одежде.
Рецепты для Рождественского поста, вы найдете в Кулинарной книге «диких» хозяек.