Многие родители, столкнувшись с детским обманом, задают себе вопрос: отчего это происходит и что делать в таких случаях. В чем причина детских обманов?
Большинство детей делают это неосознанно. Мир, в котором живут наши дети, состоит и из их фантазий в том числе. Рассказывая невероятные истории, наши дети верят в них, потому что для ребенка придуманный им мир такой же, как и настоящий. И эти фантазии нельзя считать ложью, потому что ребенок искренне верит в то, о чем говорит.
Но бывают и совсем другие фантазеры. Эти дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства или возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы развеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. В таких случаях вымысел столь очевиден, что это понимают и ребенок, и взрослые, и даже подыгрывают друг другу.
Взрослея, дети начинают понимать, что говорить неправду нехорошо. И все равно делают это. Почему? Слегка приврав, немного исказив факты, мы избегаем неприятных объяснений, выходим из затруднительного положения и вообще облегчаем себе жизнь. Наши дети все это видят и «мотают на ус».
Непопулярные и малоуспешные дети учатся скрывать свои неудачи, или же подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе.
Например, ребенок теряет дневник с плохими оценками или рассказывает родителям, как его хвалили. На самом деле все было именно так, но только с кем-то из его одноклассников. Не находя в реальном мире того, что может повысить его значимость в глазах окружающих, ребенок придумывает нечто, способное произвести лучшее впечатление.
Отверженный сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Однако в большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и, в конце концов, он запутывается окончательно.
Сознательное использование лжи и умалчивания появляются и тогда, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются умение не проговариваться, способность хитрить.
Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им, как проявление ума и ловкости. Проявиться лживость, как формирующаяся черта личности, может уже в 4-5 лет.
Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви окружающих, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Окружающий мир такой ребенок воспринимает, как враждебный. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей озлобленности, а не из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, он стремится именно рассердить родителей и учителей, даже если ему за это придется понести наказание.
Ложь для детей - это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою независимость. Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. Успешность лжи укрепляет в ребенке уверенность, что это лучшая из возможностей восторжествовать над обидчиками.
Но вот ложь раскрыта. Что дальше? Прежде всего, установите причину обмана, не нападайте сгоряча на ребенка. Помните, что ваш ребенок не преступник, он всего-навсего беспомощный, неопытный малыш, не знающий как удержаться, устоять в этом мире, и потому всякий раз что-то пробующий. Что делать?
• Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное — личный пример. Важно, чтобы родители были честны со своим ребенком даже в мелочах.
• Первое, что необходимо сделать родителю солгавшего ребенка, — это разобраться в причинах лжи. И начинать надо с разговора «по душам». Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д.
• Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося.
• Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему?
• Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения.
• Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.
• Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.
Детская ложь – это всегда сигнал тревоги, который говорит нам, что с ребенком что-то происходит. Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу.