Можно сколько угодно говорить о падении уровня культуры среди молодежи, можно спорить по этому поводу и доказывать обратное. Но, согласитесь, сколько раз на дню мы сталкиваемся с проявлением этого самого падения, с безграмотностью и бездуховностью, с отсутствием даже просто интереса у молодежи к тому, что называется культурой и искусством.
Человечество веками накапливало духовные ценности, и каждое следующее поколение вносило свой вклад в эту сокровищницу. Современные дети куда как лучше разбираются в компьютерных «стрелялках» и «бродилках», чем в поэзии, в боевиках, «терминаторах» и «чужих», чем в сказках, в «рэпе», чем в Чайковском, в комиксах, нежели в живописи.
Все мы прекрасно понимаем, что, в конечном итоге, получим от детей то, что мы сами, родители (и, безусловно, школа и общество) в них заложили. Можно говорить о сложностях нашей жизни сколько угодно, но при этом остается вопрос – как растут и развиваются наши дети? И что из них, в конце концов, вырастет – роботы с единственной в жизни целью или духовно богатые люди, которые в состоянии сопереживать и понимать прекрасное?
Безусловно, тема, которую я сегодня пытаюсь затронуть - непростая. Это, скорее, попытка обозначить некоторые проблемы, чем решить их. Когда мне прислали детские работы из Красноярска и Дубны, я поняла, что просто обязана показать их вам – настолько они хороши, самобытны и по-своему уникальны. А учат этих детей неравнодушные люди, талантливые художницы и хорошие педагоги - Людмила Беленькая, преподаватель ИЗО средней школы города Красноярска и Юлия Банник – преподаватель художественной школы в подмосковной Дубны.(Прим. ред. По этим ссылкам Вы можете посмотреть статьи о Ю.Банник и Л.Беленькой)
Фрагменты этого разговора я и предлагаю вашему вниманию.
А. Как вы считаете, все ли дети талантливы, или все же талант – это редкость? Как и когда проявляются детские способности?
Л.Б. Играть, рисовать, лепить и запечатлеть свои мечты и фантазии в рисунке, конструкции, поделке, аппликации - непосредственная деятельность каждого ребенка. Это естественно, как развитие человечества. Ведь человек раньше, чем писать, читать и считать, начал изображать. Рисуя, ребенок отображает постигаемый им мир. Это его отношение к миру и его взгляд на него. В рисунке ребенок передает свои внутренние переживания. Происходит познание маленьким человеком природы, общества, самого себя.
Ю.Б. Дети талантливы все. Каждый день приносит им что-то новое. Пока они маленькие, они не могут еще выразить это словами, поэтому берут в руки карандаш и рисуют. Рисуют все, что видят, все свои ощущения, все, что производит на них сильное впечатление, что запоминается. Они не скованы никакими правилами и канонами, и их творчество удивительно непосредственное и искреннее. Они увидели, узнали что-то новое и тут же спешат донести эти свои впечатления до своих зрителей, взрослых, прежде всего родителей, пусть неумело, но с огромным желанием.
А. Что, по-вашему, самое главное вот в этом самом начале творческого отношения детей к жизни?
Л.Б. Человек, богатый духовно, по-другому осознает окружающий его мир, в том числе и мир социальных проблем. Ребенка нужно учить проектировать свою жизнь, пространство вокруг него. Не навязывать мировоззрение, а помогать в миростроительстве самого себя.
Ю.Б. Ребенок несет свое творчество в первую очередь к родителям, как к самым близким ему людям. И от того, как родители воспримут – похвалят, заинтересуются или просто отмахнутся – зависит дальнейшее. Очень важно, чтобы такое вот увлечение ребенка увидели и поддержали родители хотя бы в том плане, что за обучение в художественной школе нужно платить, значит, такие деньги нужно выделять в семье для развития ребенка. Я уже не говорю о том, что каждый ребенок нуждается во внимании и понимании. Не стоит жалеть время на общение
А. Какова роль педагога в творческом воспитании детей?
Л.Б. Работая в школе много лет, я свое назначение вижу в развитии у ребенка творческой активности, в воспитании эмоционального, духовно богатого человека, в обогащении его художественных впечатлений.
Только удовлетворяя потребности в творчестве и самовыражении, накапливая опыт художественно-творческой деятельности, ребенок будет способен к эстетическому освоению мира. И есть еще радость детского творчества, у истоков которой стоит педагог.
Ю.Б. В художественную школу приходят дети, в какой-то степени подготовленные, сами для себя решившие, что они хотят рисовать, желающие учиться. Потом, в процессе роста, оказывается, что кто-то более способен, кто-то менее. Эти способности заложены и генетически, как любой талант и высокая одаренность. Но научить, чисто технически, рисовать, чувствовать и передавать свои впечатления на бумаге, можно любого ребенка. Совсем необязательно, что все должны стать художниками и профессионалами. Речь не об этом. Скорее о том, что нужно показать маленькому человеку мир во всем его многообразии, подружить его с этим миром, научить сопереживать ему.
А. Дети подрастают, приобретают и знания, и какой-то жизненный опыт… И появляются другие способы самовыражения. Опять же увлечений много новых. Следует ли жалеть, что интерес к рисованию угасает?
Ю.Б. Естественно, что у детей появляются и другие интересы, другие способы самовыражения. И возраст берет свое – много разнообразных впечатлений, и все хочется попробовать. Только если ребенок научится в самом раннем возрасте видеть и понимать прекрасное – это с ним останется навсегда. Если у ребенка есть талант, который поддерживается родными и близкими – он будет рисовать и дальше. А если это не захватило его целиком – пусть ищет себя и находит в чем-то другом.
Л.Б. Важно, что они появляются - эти другие интересы. А они обязательно появятся, потому что было положено начало. Будет ли это музыка или спорт, поэзия или компьютер, человек уже неравнодушен ко всему, что предлагает ему жизнь. Для моих детей ИЗО – всего лишь один из многих предметов в школе. Хотя в современной школе и произошла смена образовательной парадигмы от поддерживающего обучения к развивающему, все равно остается много проблем, требующих решения.
А. Так что же с нами происходит? Ведь начиная разговаривать о культуре вообще и искусстве в частности, мы вроде бы все прекрасно понимаем, что это нужно, хорошо, полезно, важно, а когда дело касается детей и конкретного отношения к их развитию – куда что девается?
Л.Б. Родителям нужно начинать с себя. Вот когда вы сами были последний раз на художественной или какой-нибудь другой выставке? Когда последний раз смотрели по ТВ программу о художниках, поэтах, композиторах? Когда последний раз в вашем доме звучала классическая музыка? Какие книги вы читаете? Ребенок с рождения, как губка, впитывает то, что его окружает. В настоящее время мы переживаем кризис культуры, это ни для кого не секрет. "Поникли" общечеловеческие ценности. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к миру и осознание себя в этом мире - единственный путь созидания. Такие категории как художественный образ, идеал (общественный и эстетический), красота и уродство, прекрасное и безобразное, трагедия и комедия и многое другое - это то, на чем строится совместная деятельность педагога и ребенка. Через работу в разных техниках и материалах дети увлеченно совершают чудеса, которые вы видите. Творчество - это создание нового, своих образов. И чем больше таких образов ребенок создает, тем совершеннее он становится. Самостоятельность, инициативность, саморазвитие так важны в современном мире. Поверьте, это как раз то, что затем поможет взрослеющему человеку многого добиться в жизни.
Ю.Б. Как и любая воспитательная задача – это необходимость единства семьи и школы. И общества вообще. Уровень современной «маскультуры» такой, что «на чистом листе бумаги», каковым является душа ребенка и его чувства, остается неизгладимый след. Вырастает бездуховная личность – и это страшно! Мы не только учим детей рисовать – мы учим их видеть мир, развиваем его душу, строим внутреннюю культуру. Вот я везу детей в Москву на художественную выставку. Часть детей, относится с интересом, ждет поездку. У кого-то интереса меньше, но они едут со всеми. А кто-то говорит, что мама денег не дала, сказала, что нечего там смотреть. Или вот такой вариант – мама говорит, что никуда эта выставка не денется, нечего зря ноги бить и время тратить. При этом точно знаю, что семьи более чем благополучные в материальном отношении и даже с претензией на интеллигентность и культурность. В разговоре с родителями как-то прозвучало: «Все это никогда не пригодится! Мой сын должен учиться тому, что впоследствии позволит ему зарабатывать деньги!». Да, реалии нашей жизни требуют этого, но неужели все равно, каким человеком будет ваш ребенок?
Разговор затянулся – столько всего накопилось, но на этом я решила остановиться – додумывайте и добавляйте сами. Захотелось только сказать вот что еще. Вспомните, как мы тщательно готовили еду для своего малыша. Только свежие отборные продукты, аккуратно и с любовью приготовленные, лучшие, самые качественные. Старались сделать питание полезным, вкусным, насыщенным витаминами. Все для того, чтобы насытить хрупкий организм ребенка и не повредить ему. А что происходит с духовной пищей? Куда девается наша забота о том, чем «питается» душа? Почему мы позволяем ребенку «потреблять» все подряд – любые книги, фильмы, игры и так далее? И кто будет исправлять наши ошибки? Кто будет «лечить» искаженное восприятие мира у детей?? И самое главное – есть ли уверенность, что это вообще возможно?? Вы скажете, что наши дети выросли? Но ведь подрастают внуки.