Физиогномика - что вы об этом знаете?

Узнай себя
Узнай себя

Можете ли вы, взглянув в лицо незнакомца, прочесть его характер, мотивы поступков - тайную книгу пороков и добродетелей? Именно таким прочтением человеческого характера и, в конечном счете, его судьбы занимается физиогномика.

Считается, что отцом европейской физиогномики является выдающийся философ и ученый древности Аристотель. Он и его ученики доказывали: черты лица, его мимика характеризуют тот или иной тип людей, по ним можно определить характер человека, его интеллект и одаренность.

Аристотель и философы, жившие до него, считали лицо зеркалом души, книгой, в которой можно прочесть о сильных и слабых чертах характера. Сократ и Платон умели расшифровывать выражение лица собеседника, Пифагор, по свидетельствам современников, не позволял изучать математику тем студентам, на лицах которых он не видел способностей к абстрактному мышлению.

Знаменитые врачи древности Гален и Авл Корнелий Цельс, мыслители Цицерон и Плиний Младший - все они с должным почтением относились к науке чтения лица.

Авл Корнелий Цельс писал: «Те, у кого продолжительное время лицо остается бледным и одутловатым, страдают головными болями, или от живота, или от внутренних болей». Современные клинические исследования позволили создать целую терминологическую классификацию лиц больных. Врачи различают «брюшное» лицо - бледное, запавшее, характерное для тяжелого воспаления брюшины, «аденоидное», наблюдаемое при гипертрофии миндалин («тупое» сонливое лицо с полуоткрытым ртом), «аортальное», регистрируемое при заболеваниях аорты и сердца, - запавшие щеки, бледный цвет кожи, синеватый оттенок склеры и т.п.

В средние века взгляды Аристотеля разделял великий Ибн Сина, известный в Европе как Авиценна. В своей врачебной практике он подробно анализировал выражения лиц больных, и результаты этих наблюдений использовал при постановке диагноза.

Преемником и продолжателем трудов Аристотеля стал Иоганн Каспар Лафатер, швейцарский священник, поэт и художник, подготовивший и выпустивший в 1772-1778 гг. четырехтомное сочинение по физиогномике. Он доказывал, что «лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в тон, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас».

Лафатер зарисовал тысячи лиц, создав фонд из шестисот таблиц - «библию физиогномики». Ученый поражал своих современников способностью правильно расшифровывать мимику субъекта, однако сам он считал, что «физиогномическое чутье - это дар Божий» и научиться этому весьма сложно.

Знаменитые писатели, конечно же, обладали этим даром. Они создавали такие портретные характеристики своих героев, которые безошибочно раскрывали их внутреннюю суть. Пролистывая страницы романа Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа», можно в очередной раз убедиться, как ярко и точно автор передает характеристику старого антиквара, сыгравшего роковую роль в судьбе молодого повесы Рафаэля: «Представьте себе сухонького худенького старичка, облаченного в черный бархатный халат, перехваченный толстым шелковым шнуром... Губы были столь бесцветны, столь тонки, что лишь при особом внимании можно было различить линию рта на его белом лице. Высокий морщинистый лоб, щеки, поблекшие и впалые, неумолимая строгость маленьких зеленых глаз, лишенных бровей и ресниц, - все это может внушить незнакомцу мысль, что вышел из рамы «Взвешиватель Золота», созданный Герардом Доу. Коварство инквизитора изобличалось морщинами, которые бороздили его щеки, лучами расходились у глаз и свидетельствовали о глубоком знании жизни...» Помните трагическую развязку романа? Грозный талисман, проданный старым торговцем, убивает молодого Рафаэля Валантена, который захотел «жить, не зная меры».

В XIX веке развилось одно из направлений физиогномики - френология - искусство чтения характера человека по форме его черепа. Ее приверженцы Ломброзо и И. Пенде трактовали биотип человека и его лицо, как фатальный результат заложенных при рождении склонностей, способностей и недостатков. На базе их учения возникло судебно-медицинское направление, определяющее по лицу человека и строению его черепа заложенные от природы склонности криминогенного характера.

Френологи и физиогномисты старой школы считали, что если голова сдавлена выше висков и расширяется в области челюстей, то человеком руководят животные инстинкты, жадность. Голова, расширенная над висками, указывает на богатую фантазию субъекта и даже на некоторую склонность к мистицизму. Узкая голова удлиненной формы - на способность к наукам и любознательность.

Сильно выпуклый затылок свидетельствовал о том, что его владелец отличается привязчивостью, иногда математическими способностями. Плоский затылок - показатель того, что перед вами эгоист. Выпуклость теменной части ближе ко лбу говорит о доброте, выпуклость в середине - о силе воли и твердости духа.

Восточная физиогномика отличается от западной некоторыми особенностями. Система этики, принятая на Востоке, считает одной из добродетелей умение скрывать эмоции, сохранять в любой ситуации маску беспристрастности. Признанные мастера чтения лиц - восточные философы - особое внимание придавали таким качествам, как почтение к родителям, благопристойность, преданность господину, верность властям. Наличие или отсутствие этих качеств они и старались обнаружить на лицах.

Для удобства чтения восточные физиономисты условно делят лицо человека горизонтальными линиями на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона - это в основном лобная часть, которая отражает весь жизненный путь человека. По ней физиогномисты получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет. Идеальный лоб, то есть правильная форма и здоровый цвет кожи, говорят о прекрасном состоянии тела и духа и отсутствии сильных жизненных потрясений в молодые годы.

Средняя зона (от бровей до кончика носа) отражает годы жизни от 35 до 50 лет. Гармоничная сбалансированность этой зоны свидетельствует об упорядоченности психики. Нижняя зона (верхняя губа, челюсти, рот, подбородок) дает информацию о периоде в 55-57 лет, а также о более преклонном возрасте. Правильные формы этой зоны говорят об уравновешенности характера.

Брови, согласно восточному физиогномическому канону, указывают на степень сбалансированности эмоций и ума. Идеальными считаются широкие длинные брови. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о полном разладе чувств и разума. Приятная форма бровей свидетельствует о том, что их обладатель отлично ладит с окружающими.

Если у мужчины ровные длинные брови, да притом эти брови выступают на фоне приятной по виду и цвету кожи, то он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями обладает сильным характером и не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови - признак целеустремленности. Брови, сидящие слишком низко, свидетельствуют об обратном.

(Продолжение следует)

Ольга Данилина


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: