На рассвете 15 октября 1917 года недалеко от Венсенского леса под Парижем состоялась казнь. Солдат с карабинами выстроили в три ряда, а в десяти шагах от них, возле врытого в землю столба, стояла нарядная дама в широкополой с вуалью шляпе. Офицер быстро зачитал приговор, и раздалась команда. Женщина, дернувшись лицом вперед, упала на колени и медленно сползла на землю.
По одной версии лишь три пули попали в нее, из которых одна, по счастью, прямо в сердце. По другой - одиннадцать. Кроме того, упоминают о «выстреле милосердия» - когда осужденного добивают наверняка из пистолета. На сей раз, тяжелый свинец раздробил по-королевски благородное, будто из мрамора высеченное лицо. Лицо, которое грезилось во сне и наяву, тысячам людей.
Солдаты же были уверены, что уничтожают исчадие ада. А эта высокая, тонкая фигура, изящная рука, прижатая к груди, голос, спокойный и нежный, с последними словами - всё дьявольская оболочка, соблазн, смущающий их неискушенные души.
Однако, когда дело было сделано и тело положили в привезенный заранее гроб, встал вопрос: что дальше? Очевидно, что у казненной ни родных, ни знакомых не было, потому что просьб о выдаче тела не поступало. Потому и решили во избежание лишних хлопот отправить его в анатомический театр под скальпель будущим «гиппократам».
Недруги казненной увидели бы в этом вьющую справедливость: ненавистная будет расчленена и как бы исчезнет в пространстве и во времени. Те, кто ее любил, могли вздохнуть с горестным удовлетворением: прекрасное тело не достанется червям. И таких, кто, может быть, потаенно оплакивал несчастную, было немало. Недаром столько людей в Европе на протяжении двенадцати лет впадали в некое гипнотическое состояние, в экстаз, имевший имя Мата Хари. История этой болезни окончилась осенним рассветом у Венсенского леса. Началась - 5 марта 1905 года...
Тогда в парижском музее искусств Азии на сцене, усыпанной лепестками роз, темноволосая женщина танцевала танец Шивы, бога любви и смерти. Она выходила окутанная полупрозрачными одеждами. Ее тело, раскачиваясь под звуки старинной музыки, старалось освободиться от них, как от ненужной обузы, скрывающей священное и совершенное. Последней падала набедренная повязка из легкого газа, и на мгновение танцовщица замирала обнаженной...
«Танцы с раздеванием» не были открытием Мата Хари. В Париже было достаточно мест, где «красотки кабаре» устраивали подобное зрелище ежевечерне. Но именно - лишь подобное. Как аляповатая мазня разнится с истинно художественным полотном, так и Мата Хари отличалась от стандартных стриптизерок темных подвальчиков. На это, рассказывая о ней, очень редко обращают внимание, делая акцент на шпионских перипетиях ее судьбы.
Однако невозможно пройти мимо свидетельств авторитетнейших людей искусства, уважавших в Мата Хари именно ее артистическое дарование. Превратить сомнительный жанр с раздеванием в явление искусства - это ей оказалось по силам.
Легкое сумасшествие, охватившее в тот вечер публику, скоро перекинулось на весь Париж, а затем захватило и Европу. Выступления Мата Хари в Вене, Мадриде, Риме, Берлине, Монте-Карло проходили при полном аншлаге. Самые выгодные контракты звали ее в Лондон и Петербург. Публика жаждала зрелищ необычайных и невиданных. Мата Хари, сама того не подозревая, оказалась как раз вовремя и кстати.
Ее эротические, переполненные восточной символикой пластические этюды были своего рода опиумом. Она - немыслимая и нездешняя, в торжествующей наготе говорящая с богами на божественном языке - в какой-то степени была просто обречена на популярность и поклонение. Для прессы же «индусская богиня» была истинной находкой, и та старательно превращала ее в символ чувственности и соблазна, в идола, в скандал.
Фотографии Мата Хари в самых рискованных позах наводняли газеты и журналы. Интимные подробности ее жизни, не важно - реальные или выдуманные - становились достоянием всех. Ходить «на Мату», обсуждать, поклоняться, коллекционировать фото становилось делом мужского престижа. А уж входить в круг ее знакомых - это выпадало далеко не всем. Из густого сонма поклонников и любовников роковой красавицы пресса вылавливала крупные и широко известные фигуры.
Здесь принцы оттирали плечом герцогов. Добивались удовлетворения страсти министры, банкиры, государственные деятели. Называли даже двух монархов европейских стран. Несчастные жены тщетно пытались привести в чувство обезумевших мужей. Рушились семьи и карьеры, пустели кошельки и шли прахом состояния. И если утверждение, что именно женская ревность подвела «проклятую дьяволицу» под дуло карабина, ничем конкретным не подтверждается, то основания для такой мести были.
Тем более что Мата Хари сама, и не без успеха, создавала свой образ «суперженщины», которой по силам недоступное для других. Она родилась под знаком Змеи и этим фактом объясняла многое в своей жизни.
...Поздними вечерами, когда в жилищах мирных граждан обычно гаснет свет, «змеиное гнездо» танцовщицы озарялось огнями. О так называемых «оргиях» Мата Хари ходили самые невероятные слухи. Считалось, что высокопоставленных гостей Мата Хари «потрошила» в своих роскошных апартаментах. И в смысле золота, и, как даровых поставщиков информации, за которую ей также платили золотом. Полной же правды не знал никто. Даже те, кто проводил время в ночных увеселениях с красавицей. Кто она? Откуда? Что за странное у нее имя - Мата Хари?
Её настоящее имя было не менее красиво - Маргарита. Дочь владельца магазина Антона Зелле родилась в 1876 году. Детство девочки текло, как и все в ее родном голландском городке Леуварден: благополучно, уютно, не колеблемо никакими ветрами. На воспитание Маргариты не жалели денег, и она вполне соответствовала образчику ребенка из «хорошего дома»: говорила на двух языках, играла на фортепьяно. Природа дала ей прекрасный голос и миловидность, обещавшую превратиться в красоту.
Однако, когда Маргарите минуло 12 лет, отец разорился и «хороший дом» мигом превратился в ад. Сцены между родителями прекратились только тогда, когда окончательно слегла мать. Вскоре, потеряв ее, девочка-подросток оказалась предоставленной самой себе: отцу было не до нее. Классический выход из положения в таких случаях – поскорее выйти замуж. Что Маргарита и сделала, видимо, не особенно вдаваясь в достоинства будущего супруга. Ему было 38 лет. Он служил офицером в голландской колонии в Ист-Индии, откуда вывез скромные сбережения и болезни, нажитые в тропиках.
Через год после свадьбы молодые снова уезжают в Ист-Индию. Здесь у Маргариты Мак-Леод рождается сын Норман, а через два года дочь, которую назвали экзотическим именем Нур, что на местном диалекте означало «девочка», Этому естественному развитию событий в молодой семье, однако, не удалось пересилить нелады, подтачивавшие супружество. Разразившаяся трагедия ускорила неизбежный разрыв. Она же и испытала душу Маргариты той самой страшной мукой, которая только может выпасть на долю женщины.
Детей отравила местная няня, подсыпав им яд. Ходили слухи, что, таким образом, она отплатила лейтенанту Мак-Леоду за жестокое обращение с ее любовником. Однако на суть дела это не влияло. Двухлетний сын Маргариты умер в страшных мучениях. Дочка же Нур, нескольких месяцев от роду, чудом выжила.
Однако через семь лет Маргарита потеряла и ее. Это случилось, когда они с мужем вернулись в Голландию. Разведясь с ней, Рудольф Мак-Леод забрал девочку к себе. В следующем году ему удалось добиться лишения Маргариты родительских прав. Его доводы показались суду чрезвычайно вескими - Рудольф предъявил фотографию бывшей жены, танцующей обнаженной. Свою угрозу Мак-Леод выполнил - Маргарита никогда больше не увидит Нур. С этого времени исчезает госпожа Мак-Леод и появляется Мата Хари. Это имя означало «глаз рассвета».
(Продолжение следует)