Профессия портной или модистки - одна из самых древних в истории человечества, и во все эпохи она считалась уважаемой и почетной. И до наших дней дошли имена тех, кто сумел стать настоящим мастером своего дела, оставив в памяти людей свои успехи и работы, которые по праву можно назвать произведениями искусства. Таким мастером, известной законодательницей мод была Надежда Ламанова, на показы моделей которой съезжались модельеры со всего мира.
Надежда Ламанова родилась в семье полковника, в деревушке Шузилово, недалеко от Нижнего Новгорода. Отец и мать ее любили друг друга и в браке были счастливы, но счастье было недолгим. Сначала умирает старший брат отца и оставляет после себя большие долги, которые ложатся на семью Нади, Вскоре умирают и ее родители, а на руках у Надежды остаются четыре сестренки.
Но жизнь продолжалась, и Надя решает поехать в Москву, где поступает в Московскую школу кройки и шитья О.А. Сабуровой, после окончания, которой Ломанова устраивается модисткой к знаменитой тогда мадам Войткевич. Она быстро завоевала доверие клиенток, оказавшись очень талантливой швеей. Слух о ней стремительно распространился по Москве.
Надежда Ламанова уже тогда считала, что к каждой женщине надо подходить индивидуально, и учитывать, при создании одежды, не только особенности ее фигуры, но и характер, привычки, и даже походку. На ее вкус надеялись, ее платья были верхом искусства и, конечно, от клиенток не было отбоя.
Надежда была девушкой красивой, умной, доброй, отзывчивой и трудолюбивой, да и упрямства ей тоже было не занимать. Уже через несколько лет ей удалось собрать небольшую сумму денег, которая позволила ей открыть свою мастерскую.
Замужество не заставило себя долго ждать - в восьмидесятые годы она выходит замуж за, тогда еще, никому не известного молодого юриста Андрея Павловича Каютова. Забросив свою профессию юриста, Каютов стал актером-любителем, и именно он познакомил Ламанову, начинающую, но уже пользующуюся успехом молодую портниху, со знаменитой Г. Федотовой и К. Станиславским.
Театральная среда окончательно сформировала вкусы Ламановой. Значительно позже Андрей Павлович Каютов стал очень богатым человеком, управляющим московским отделением страхового общества «Россия», Но за всю совместную жизнь у них так и не появилось детей - их заменили четыре сестры Ламановой.
Когда ей исполнилось 44 года, Ламанова открывает на Тверском бульваре новую мастерскую. Надежда не была художником и не рисовала эскизы своих моделей: она, осмотрев фигуру клиентки, обертывала ее тканью и начинала творить, создавая с помощью булавок новую уникальную модель прямо на фигуре клиентки.
Наступил 1917 год, который принес ей полное разорение. У Ламановой отобрали имение, мастерскую, ушли помощницы и клиентки. Но, несмотря, ни на что, Надежда Ламанова не сбежала из России, хотя ей не раз предлагали это ее зарубежные коллеги. Возможно, она была из тех людей, которые не представляли для себя жизни в другой стране.
В 57 лет она была арестована и помещена в Бутырскую тюрьму, причина этого до сих пор никому не известна. После трех месяцев пребывания в тюрьме жена Максима Горького помогла ей выбраться оттуда. После этого для Надежды Ламановой началась новая жизнь - она снова продолжала шить, но уже из простыней, одеял и полотенец.
Выручил ее театр. Ламанова сделала множество театральных костюмов к спектаклям «Егор Булычев», «Принцесса Турандот», «Женитьба Фигаро», «Васса Железнова» и др. для разных театров страны. Работает она и на киномотограф, создавая костюмы для фильмов «Цирк», «Александр Невский», «Аэлита» и другие. Костюмы она делала для различных театров, но работала официально во МХАТе.
Ламанову стали приглашать на работу за границу, но она всегда отвечала отказом. Как раз в это время Надежду посетил всемирно известный кутюрье Поль Пуаре, который и помог Ламановой организовать ее участие во Всемирной выставке моды в Париже. На этой выставке Надежда Ламанова покорила всех - и жюри и зрителей, ей был вручен Гран-при за костюм в народном стиле.
До конца своих дней эта женщина оставалась красивой: она тщательно следила за собой, руки ее всегда были ухожены и с маникюром, Несмотря на возраст, шпильки и шелковые чулки были непременным атрибутом ее одежды.
Шел 1941 год, все театры эвакуировались, в том числе и МХАТ, а у Ламановой болела сестра, и поэтому она задержалась. МХАТ, в котором она работала, эвакуировали. Не дождались Надеждe Ламановe или просто забыли про нее - этого достоверно никто не знает. Узнав об этом, в отчаянии, не желая оставаться в Москве, Надежда Петровна, с больным сердцем, собрав последние силы, побежала к Большому театру, надеясь эвакуироваться вместе с его артистами. В скверике у Большого театра, ей стало плохо, и 14 октября 1941 года она скончалась.