Эти бессмертные строки великий поэт посвятил Юлии Самойловой, яркой, умной, блестящей женщине, общество которой ценили самые известные и выдающиеся люди ее времени.
В 1803 году, в крестьянской избе, родилась девочка, которую назвали Юлией - дочь Марии Скавронской и кавалерийского генерала графа Павла Петровича Палена. Роды в таких условиях случились, потому, что молодые супруги кочевали вместе с частью, которой командовал генерал. Семейная жизнь графа и Скавронской не удалась, они вскоре развелись, а девочка осталась у бабушки, Екатерины Васильевны Скавронской. Но бабушка после смерти мужа вторично вышла замуж, как говорили по большой любви, за графа Юлия Помпеевича Литту.
Юлий Литта был итальянцем и происходил из одного из самых знатных родов патрициев, когда-то правящих Миланом. С 17 лет он был рыцарем Мальтийского ордена, а в 19 - поступил на службу. По законам Мальтийского ордена, граф не мог жениться, но Павел I получил разрешение на брак для Литты у самого Папы Римского. Юлий Литта был очень богат и принят во всех салонах высшего света, кроме того, он по праву считался одним из самых учтивых, умных, образованных и обходительных людей своего времени.
В 1825 году умирает Екатерина Скавронская, жена графа Литты, а он удочеряет Юлию и становится для девочки любящим отцом. Но 26 января 1829 года, в возрасте 76 лет, граф Юлий Помпеевич Литта скончался, оставив Юлии все свое состояние. Кроме того, она получает наследство от графа П.М.Скавронского и становится одной из богатейших женщин России.
Судя по отзывам очевидцев и портретам Карла Брюллова, Юлия Павловна Литта, урожденная Пален, была не только необыкновенно умна, но и удивительно красива. Она отличалась своим решительным характером, правда, ее поступки не всегда отвечали требованиям света.
В 1825 году Юлия Павловна вступает в брак с графом Николаем Александровичем Самойловым, капитаном лейб-гвардии Преображенского полка, человеком довольно образованным и передовых взглядов. Граф Самойлов прекрасно разбирался в искусстве, музыке, политике, был знаком с Жуковским, Вяземским и Пушкиным, а также с декабристами, по делу, которых позднее даже привлекался, но был отпущен.
Брак этот не был счастливым, и обвиняли в этом Юлию Самойлову. Но как бы там ни было через год молодые разошлись, а Юлия Павловна уехала за границу и жила там довольно долго, вращаясь в высших кругах и среди людей искусства.
В 1826 году Юлия Самойлова знакомится с Карлом Брюлловым, тогда еще совсем неизвестным художником. Молодые люди очень сблизились, их объединяла любовь к искусству. Кроме того, оба они были самостоятельны, свободны и любили путешествовать. В одном из таких путешествий по Италии у Брюллова появилась мысль написать его знаменитую картину «Последний день Помпеи», где художник изобразил Юлию Павловну дважды: в виде матери с дочерьми и девушки с кувшином на голове.
Юлия Самойлова со всей энергичностью стала помогать молодому художнику, организовывала его выставки, знакомила с известными людьми, и именно она ввела К. Брюллова в высшее общество Италии.
В 1830 году Юлия Павловна решает вернуться домой. Но ее дом в Графской Славянке требует полной переделки, которую взялся осуществить брат Брюллова Александр Павлович Брюллов. И Самойлова вместе с двумя приемными дочерьми переезжает в Славянку. Эти девочки были отданы графине на воспитание, тогда известным итальянским композитором Д. Паччини. Одна из них была дочерью самого композитора.
В гостеприимном доме Юлии Павловны бывали композиторы, писатели, политики, одним словом, передовые и самые образованные люди того времени. После восстания декабристов в 1825 году Николай I не одобрял таких собраний высшего света, и Самойловой был сделан не один выговор. Говорили, что после одного из таких разговоров Юлия Самойлова сказав царю: «Ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и где бы она ни была, будут продолжать к ней ездить», она уехала на стрелку Елагина острова. За три недели стрелка острова стала любимым местом сбора аристократии Петербурга.
Николай I был огорчен и возмущен, и Юлия Павловна вынуждена была уехать в Италию, но и оттуда она продолжала помогать Карлу Брюллову. В 1839 году Самойлова возвращается в родные пенаты, для оглашения завещания после смерти графа Литты. Здесь она вновь встречается с Брюлловым, который к этому времени развелся с женой и впал в царскую немилость.
Но графиня не отказывается от дружбы с художником, по некоторым слухам они даже хотели пожениться, но жизнь развела их, и больше они не встретились. Именно в это время Брюллов пишет две свои знаменитые работы - «Всадница» и «Портрет графини Самойловой возвращающейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини».
В 1846 году Юлия Павловна в Италии влюбляется в тенора Пери, в связи с этим браком она лишается российского подданства и вынуждена продать Графскую Славянку, которую покупает Николай I.
После смерти мужа, в 64 летнем возрасте Юлия Самойлова вновь выходит замуж, но и этот брак не приносит ей счастья. К концу жизни состояние Юлии Павловны значительно поубавилось. Умерла графиня в Париже в 1875 году и похоронена на кладбище Пер-Лашез.