«Я отвечаю за судьбу своего ребенка!» - это фраза меня всегда пугает и настораживает. Как можно отвечать за судьбу? Можно отвечать за здоровье, воспитание, образование, физическое развитие, но не за судьбу же! Как можно решать чью-то судьбу - прожить еще раз жизнь, но уже не свою, а своего ребенка? Хотя, можно, конечно, и так, только будет ли счастлив ребенок, а, в дальнейшем, и взрослый человек?
Есть один пример - моя старая знакомая, с которой мы видимся изредка, встречаясь на улице, хотя живем не так и далеко, и в прошлом, даже, как бы, и дружили. Но, уже тогда, в далеком детстве, эта девочка отличалась от нас: мы могли гулять, если сделали уроки, но не она. У нее были свои обязанности по дому, и даже в субботу ей надо было еженедельно убирать квартиру, а по воскресеньям, кажется, была стирка.
Так что, гулять у неё особо не получалось, а разговоры по телефону раздражали ее маму. Как-то нас, компанию девочек, позвали один раз на ее день рождения, и после этого больше в их доме я не бывала, похоже, мы, говоря сегодняшним языком, не прошли фейс-контроль.
И вот прошло почти 30 лет. У выросшей девочки нет семьи, нет детей. Зато у нее есть мама, которая вечно чем-то страшно больна, да так, что не хочет ходить в магазины за продуктами, хотя за вещами для себя лично, обновками, у нее всегда есть силы ходить, конечно, в сопровождении дочери. Не хочет и не может эта мама и убираться в квартире, и готовить тоже не может. Есть, как ни странно, может! И ложка, и вилка в руках нормально удерживаются. Хоть это хорошо, а то бы и кормить ее пришлось 3 раза в день.
Работает моя знакомая как вол, от зари и до зари, работа нервная, ответственная. Но, уж не везет, так во всем,- получает она за нее по московским меркам копейки. На эти копейки надо себя и маму одеть-обуть, еду купить, а маме – лекарства еще покупать, да квартиру оплачивать.
Давным-давно, был у нее ухажер, тогда и мама еще работала, и бабушка была жива, но чем-то не приглянулся мальчик маме, и в нужное время, нужными словами, при какой-то их ссоре, мама добилась своего. Мальчик давно вырос и женат, а вот дочка так и сидит с мамой. Да, забыла, мама не желает - не любит сидеть одна.
Пока доченька денежки зарабатывает, страх одиночества маму не преследует. А вот, стоит той уйти в гости или погулять, так через час или два – "страх" накидывается на маму, и названивает она на сотовый дочери с требованием немедленно вернуться домой. Еще одно – и подогревать еду она не может, а кушать желание есть, так что пусть дочка домой поворачивает, где бы она ни была.
А вот где ты и с кем ты – это первые мамины вопросы, при каждом разговоре. Понятно, что глупо и говорить, что даже найти любовника и остаться у него на ночь совсем не проходной вариант для этой бедной, послушной дочери. К чести дочери можно сказать одно - она безропотно тащит свой воз, не вздыхая, ни жалуясь.
Чисто внешне моя приятельница вполне интересная женщина, умная, начитанная, смотрится пока еще моложе своих лет, и, несмотря ни на что, может шутить. А я, встречая ее, все думаю: вот ее мама неплохо устроила свою жизнь, и решила судьбу дочери, а о самой дочери она хоть иногда думает? Что ждет ее дочь дальше, после ее смерти? Полное одиночество до самого конца?
Ведь даже подруг у нее нет, она ни разу нигде не отдыхала – каждый свой отпуск сидит дома, с мамой. Уехать в санаторий или дом отдыха ее мама отказывается, потому и дочка вынуждена сидеть в Москве.
И вспоминаю свою маму, уже тоже далеко не молодую. Я, только вернувшись с работы, увидела, что у нее на руке гипс – это она меня не хотела волновать! Дело было в пятницу, два выходных я пробыла дома, а потом и спрашиваю, что делать, как ты будешь есть? Ты же газ зажечь не сможешь! И получаю ответ: мол, а ты мне одну конфорку зажги, мне и не надо будет ее поджигать.
И очень часто, придя вечером домой, я находила на плите кастрюльку с кашей-рассыпухой. Мама, даже болея, снимала с меня часть домашней готовки. Вот и я сейчас, повзрослев, стараюсь никогда не забывать о своей маме и маме моей приятельницы.
Летом возникла ситуация, когда дочь решила поработать пару месяцев, а значит, жить со мной на даче она не сможет. Конечно, я была не в восторге, боюсь я одна жить на даче, и страх этот какой-то родом из детства, как страх темноты, когда хоть и знаешь, что в темной комнате никого нет, а ужас все равно берет.
А муж, не поговорив со мной, надавил на дочь, сказал, что она лишает меня возможности отдохнуть, что одной мне будет тяжело и плохо, и что дочка просто обязана жить со мной. Скандал после всего этого был знатный…
Пришлось сказать мужу, что ребенок мне ничем не обязан! И если я трусиха, и не совсем здорова, то ее вины тут нет, судьба так распорядилась. А дочь уже выросла, у нее должна быть своя жизнь, и действовать его методами, значит поселить у дочери в душе чувство вины, а еще хуже - ненависти ко мне. А я такого не хочу. Каждый живет свою жизнь! Свою судьбу! Муж внял моим доводам, хоть и не сразу, и 2 месяца дочка работала, но на выходные, когда хотела, приезжала ко мне на дачу.