Когда-то, педагоги, воспитатели были убеждены, что левша – это плохо, это серьезный недостаток, и ребенка нужно обязательно переучивать, чтобы он был, как все. Причем, методы этого переучивания зачастую были настолько травмирующими, что ребенок получал настоящий стресс. Если покопаться в памяти, то многие из вас вспомнят, как учителя наказывали, снижали оценки и даже хлопали по рукам линейкой, если видели, что ребенок пишет или рисует левой рукой. Хорошо, что эти времена канули в лету, хотя и в наше время особо рьяные учителя рвутся делать замечания и все равно заставлять ребенка есть, рисовать, писать правой рукой.
На самом деле родители напрасно волнуются, если у них ребенок – левша, потому что это не патология, а просто особенность вашего чада. Не нужно учить малыша держать карандаш «правильно», а нужно помочь ребенку адаптироваться в «праворуком» мире. Для этого от папы и мамы не требуется никаких особых талантов – только терпение, доброжелательность и спокойствие.
Как правило, родители дошкольников и их воспитатели не обращают особого внимания на то, какая рука у ребенка ведущая. Детское восприятие мира таково, что, если воспитатель показывает, как правильно держать ложку, то малыши послушно выполняют указания, стараются подражать, даже если кому-то из них не очень удобно.
Таким образом, взрослые невольно переучивают маленьких левшей, не подозревая, что в будущем, когда малыш пойдет в школу, могут возникнуть сложности не только при обучении, но и при общении. И это не случайно, ведь дети-левши отличаются от своих праворуких сверстников.
Как правило, ребенок-левша очень впечатлителен и легко возбудим. Эти дети излишне эмоциональны, не уверены в себе, любят уединение. Им с большим трудом дается чтение и письмо, но они лучше одногодок рисуют, лепят из пластилина и имеют большие музыкальные способности. Если, учитывая их особенности, найти правильные методы воспитания, то многих проблем удастся избежать.
У вас есть сомнения в том, левша ваш ребенок или нет? На самом деле определить ведущую руку несложно, и постарайтесь сделать это до поступления ребенка в школу. Во-первых, внимательно понаблюдайте, какой рукой малыш чистит зубы и берет игрушки. Перед обедом положите ложку посередине стола - ребенок возьмет ее так, как ему удобно. Играя в мяч, предложите ему ловить, а потом бросать его одной рукой – и он будет бросать ведущей рукой.
Если вы выяснили, что ведущей рукой является именно левая, тогда вам следует проявить большую чуткость и внимание к ребенку. Не нужно, например, воевать с ребенком, если он упрямится, старайтесь не давить, а убеждать его. Не раздражайтесь из-за того, что малыш медлителен, не подгоняйте его, не называйте копушей. Никогда не подчеркивайте, что он делает что-то «не той рукой» - лучше вообще не говорить на эту тему, а если малыш задает вопросы, то убедите его в том, что все люди разные, и его леворукость – нормальное обычное дело. Если ребенок ходит в детский сад, обязательно скажите воспитательнице, чтобы она не переучивала малыша, а принимала таким, какой он есть.
А в том случае, когда момент упущен, и левшу начали переучивать, не поднимайте тревогу, чтобы не травмировать ребенка очередным переучиванием, пусть все останется без изменений. Ваше внимание и забота помогут ему чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.