«Перелетные» менеджеры или карьера и семья

Проблемы в семейных отношениях
Проблемы в семейных отношениях

Около десяти лет назад в России появился новый вид «перелетных птиц» - это специалисты по развитию, региональные директора и представители… Менеджеры, одни словом. Их путеводная звезда – бизнес. Их навигация – контракт. В среднем это мужчины от 30 до 40 лет, и поэтому им хочется летать. Кое-кого из них мне удалось поймать, и сейчас мы попробуем разобраться, что это за «птицы».

«Птица» первая. Директор по развитию: все выше, и выше и выше.

Вот кому повезло с профессией! Андрей приходит в чисто поле и за несколько лет ставит на рельсы новый бизнес. Ему 32 года, за его плечами два масштабных проекта. Открытие и продвижение торгово-испытательной базы сельхозтехники в Краснодаре заняло у него семь лет. Сейчас он должен вытащить из застоя литейный завод в Воронеже. И вот наш разговор:

- Андрей, зачастую люди драматично относятся к перемене места жительства. Вам приходилось переезжать в пределах России, то есть эмигрантские проблемы вас не коснулись. Тем не менее, какие были сложности?

- Если честно, я понял, что такое родной город, родительский дом и друзья, только когда в одно прекрасное утро проснулся в гостинице в Краснодаре совсем один. Вдруг захотелось позвонить кому-нибудь и просто перекинуться парой слов. Но какие слова вы можете сказать в подобной ситуации? «Да? Ты где? В Краснодаре? Ну, приедешь – встретимся»… Или «Как там погодка?»… В итоге на связи остаются только самые близкие друзья. Мне было легче, потому что у меня уже была семья. Но были случаи, когда специалистам без семьи приходилось отказываться от контракта. На моих глазах один молодой директор через два месяца после назначения вернулся.

- Вам известны случаи, когда семья отказывалась переезжать?

- Кстати, были... Один мой коллега подписал контракт на три года, но сын оканчивает хорошую гимназию, а жена не захотела оставить работу. Так что три года они будут встречаться по большим праздникам, возможно, это пойдет им даже на пользу.

- Говорят, что в процессе кочевья ощущение своего дома теряется…

- Да, есть такой момент. Сейчас, когда я построил свой дом, это стало заметно. Я настолько обнаглел, что не знаю, где лежат инструменты… Дрель, кажется, доставал пару раз… Первое время и дома чувствовал себя, как в гостинице, потому приходилось менять квартиры примерно каждые два года. Но это мелочи… Если серьезно – за двенадцать лет кочевья у меня испарились такие детские мечты, как родовое гнездо на века, чтобы не то что дети, но и внуки там жили… Может быть, с возрастом это вернется, не знаю… Хотя деревья хочется посадить… Исчезла привязанность к вещам, никаких уже мне не нужно любимых чашек, кресел…

- То есть вероятность переезда, уже из собственного дома вы допускаете? Но зачем? Прельщают предложения зарубежных партнеров?

- Прельщают, но дело не в этом… Моя профессия - управлять и развивать. Это как стратегическая игра. Ставишь задачу – и вперед. Справился – молодец, иди дальше, иначе перестанешь расти.

- Понятно, что деньги в вашей игре не цель?

- Конечно, не цель. Скорее бонус. Чем серьезней проект, тем он интереснее. Я должен в кратчайший срок освоить новое дело, понять каждого из своих новых сотрудников, наладить с ними контакт, настроить всех на работу, кое-кого уволить. И конечно, есть страх: а вдруг не получится? И есть риск, потому что конкуренция высокая. Это стресс, и я должен с ним справиться в кротчайшие сроки, да еще и заработать денег. Я устаю, потому что каждое мое слово на работе должно быть обдуманным. Дома я могу сорваться на грубость, могу просто уткнуться в компьютер и просидеть весь вечер. Могу не заметить новое платье у жены, отругать ребенка за ерунду. И так будет до тех пор, пока моя новая работа не наладится.

- И откуда же берутся такие смелые директора?

- Я закончил Воронежский Политехнический университет,

- И наверняка красный диплом?

- Даже два… И я уже на пятом курсе сына нянчил. Диссертацию защищал после бессонной ночи, которую он нам устроил. Кстати, тема была «Конкурентоспособность предприятия», я всегда знал, что буду этим заниматься.

«Птица» вторая. Торговый представитель в полете.

Таких людей, как Юра, надо бояться. Они продадут вам все, что сами захотят. Да что продать! Недавно Юра нашел приличного мужа моей подруге, а вариант был не из легких – ей тридцать лет, филолог, с ребенком, без работы, в коммуналке… Но Юра подругу пристроил, точно так же, как воронежскую сельхозтехнику, которую он продает по всему южному региону России. Для него вполне нормально позвонить утром жене из Ставрополя, а к вечеру уже из Майкопа.

Юра - лидер в своей профессии, при этом психологи, которые натаскивают менеджеров на продажи, только удивляются – у него все не по науке. Если уж он засядет у Михалыча или Василича (так он зовет всех после пяти минут знакомства) – не выгонишь. Начинает со шнековых транспортеров, потом сообщает, что у него старшая дочка на выданье, что жена беременная... Если клиент еще жив, Юра заводит свою любимую сказку про клювик:- «Пришел вечером домой – спроси себя:- «Что ты сегодня в клювике принес?» Наш разговор был короче. Ничего не поделаешь: время – деньги!

- Юра, скажи, сколько лет ты уже не живешь дома?

- Я? Не живу дома? Тьфу, тьфу, тьфу! Почти все выходные я с семьей.

- Но ты же постоянно в командировке…

- Да, но я привык. Я занимаюсь продажами уже лет пятнадцать, с тех пор, как уволился из армии.

- Да, ты же летчик, офицер, мечтал летать…

- Мечтал очень. И даже немножко полетал, может быть, поэтому я и ушел в бизнес. Это тоже своего рода полет, во всяком случае, я чувствую себя свободно.

- А твоя семья?

- Мои женщины привыкли. Ждут. Это приятно. Когда потребовался переезд из Тихорецка, у жены даже вопросов не возникло. Бросила работу, квартиру, поехала за мной, второго ребенка родила, чтоб не скучно было. Старшая в университете… Это нормально, так и должно быть – женщина следует за своим мужем всегда.

- А если не следует?

- Значит, не любит.

- Ты хорошо устроился. Купец - вернулся из плаванья, а ему и пир горой.

- Не все так просто… Основную энергию я трачу на клиентов, на расширение рынка. Я занимаюсь не просто продажами, а продвижением компании. Это ответственность, нервы, время и силы. К сожалению, домой я не прилетаю, не приплываю, а приползаю, и в первый день ко мне лучше вообще не приближаться. Тупо лежу на диване и даже не смотрю телевизор. Мне нужно отдохнуть в тишине от информации, от разговоров, от дороги… Меня можно только гладить по спинке и говорить: «Бедный Юра…».

- И сколько это может продолжаться?

- Мне сейчас сорок один год… И, конечно, придет время… когда-нибудь… надеюсь, не скоро… темп придется менять. Поэтому я начал строить дом и на досуге придумываю себе стационарную работу. Но фокус в том, что моя жизнь мне нравится. Каждый контракт – это победа. И моя, и всей нашей команды… Интересно, когда ее приходится вырывать у конкурентов, или когда клиент сопротивляется, а потом я возвращаюсь в офис и уже по лицам своих коллег понимаю - все знают: «Юра это сделал!».

- Кстати, команда – твое любимое слово…

- Да, для человека это главное. И вот как раз, когда ты далеко, начинаешь это ясно понимать. Например, сижу я у клиента в Ростове, рассказываю про сеялку, и точно знаю, если сейчас он попросит, чтобы через две минуты ему прислали счет, или фотографии, да хоть живого конструктора, стоит мне позвонить своим – и все будет в порядке.

- Юра, не могу тебя мучить, отдыхай. Кстати, спасибо, что подружку сосватал.

- Пожалуйста, но тут моей заслуги нет. Все по звездам, все по любви…

«Птица» третья. Авантюрист со знанием английского.

Александр в любой компании – звезда, куда его не отправь, хоть в Африку. И вот как раз в Африку он и попал - уехал в Нигерию сразу после Воронежского университета переводчиком в российское посольство. Это было десять лет назад. Сейчас у него своя авиакомпания в Эмиратах, но в родной город он приезжает не реже, чем друзья, которых жизнь забросила не так далеко.

- Саша, тебя же в детстве предупреждали:- «Не ходите дети в Африку гулять»…

- А что мне было делать в Воронеже с дипломом переводчика? Нас тут тьма, а в Африке очень любят русских и ценят российских специалистов.

- Не страшно было, все-таки это не Европа, и не Америка? Ты уехал совсем один, молоденький мальчик.

- Нет, не страшно. Дело в том, что еще мои родители в свое время точно так же уехали работать в Ливию, потом в Сирию, так что я вообще ничего нового не придумал – пошел по стопам. Я же не к бедуинам в пустыню направился. Я начал преподавать русский, учил местных детей, это помогло мне узнать как раз то, что называется местным колоритом. Моя работа не намного отличалась от работы какого-нибудь учителя в русской сельской школе.

- Ведь обманываешь, Саша, я же тебя знаю. Может быть, учителем или в посольстве не страшно, но свой бизнес в чужой стране – другое дело.

- Вру, конечно. Я должен был в кратчайшие сроки притереться к людям, к каждому найти свой подход, и это при том, что для них я в любом случае – чужой.

- Кстати, ты сейчас выглядишь совсем, как восточный мужчина, это заметно. Яркий, но сдержанный.

- Это закономерно: человека меняет и природа, на которую он ежедневно смотрит, и уж, тем более, люди. Может, мы и сами не замечаем, как меняемся. Я, например, научился быть внешне мягким, но в делах жестким. Этого требовал бизнес, этому научил Восток. Я забыл долгие выяснения отношений по-русски и понял, что нужно просто ставить человека в ситуацию, чтобы он все понял сам.

- А как ты попал в Эмираты?

- Это уже после посольства. Там начали появляться связи, сначала я брал в аренду самолеты для чартерных рейсов, потом стал их продавать, потом появились свои. И поначалу, я, конечно, думал поработать какое-то время, а потом вернуться в Россию. Но бизнес затянул, стало жалко усилий, привык…

- В школе было у тебя девиз:- «Надо быть отличником не учась, ибо, учась, и дурак может быть отличником»?

- Помню, да. Наверно, я и не изменился… Скажу честно, в России подобный бизнес отнял бы во много раз больше сил и нервов. А в Африке как раз пригодилась моя гибкость, хорошая реакция.

- Коммуникабельность и обаяние! И домой уже не собираешься? В Россию?

- Дом и семья у меня в Эмиратах, в России – родители. Кстати, они на несколько лет снова уезжали в Ливию. А что такого? Я не пойму, откуда вообще эта проблема – взять и куда-то там уехать. Где есть возможность себя найти, туда и надо двигать. Тем более, сегодня, когда такое понятие, как расстояние, уже почти атрофируется.

- Это у тебя, с твоими самолетами расстояние атрофируется…

- И без самолетов, Интернет-то сейчас в любой деревне есть.

- Но Саша, есть же что-то святое, к чему человек неизбежно привязывается?

- Дело и дети – только к этому и стоит привязываться.

Если у вас сложилось впечатление, что мои герои живут как в компьютерной игре – жмут на кнопки и срывают ягодки – вы ошиблись. Когда Андрей появился на новой территории, конкуренты с легендарным прошлым обещали украсть его детей, если он не закроет свою контору. Юра за один год побывал в двух страшных авариях, оба раза подушки безопасности не раскрывались, а капот сносило. Александр, «благодаря» партнерам, несколько раз терял все свои деньги и начинал заново.

Что дополнить свой рассказ, нарисую вам последнюю картинку, которую я подглядела в одном знакомом офисе. Владелец завода дает финансовому директору распоряжение выплатить премию управляющему своим удаленным филиалом. На что тот делает круглые глаза и спрашивает: «За что этому парню такие сумасшедшие деньги?». Собственник отвечает: «Езжай вместо него, я заплачу тебе такие же». Директор секунду подумал и ответил: «Нет».

Ирина Крицкая


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: