Хотя кто-то считает, что в рабочей обстановке нет мужчин и женщин, а есть – сотрудники, женщина на работе не перестает быть женщиной. Соответственно, этикет предписывают определенные правила поведения мужчинам. Так, воспитанный мужчина и на службе пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь, исключит в ее присутствии употребление острых выражений и грубых слов, встанет, если женщина стоит и пр.
Но, тем не менее, все формы вежливости не должны мешать основному - работе. Коллега-мужчина может не отрываться от дела, для того чтобы подать коллеге-женщине пальто, когда она уходит. Но нельзя не помочь ей одеться, если вы вместе оказались в гардеробе.
В то же время женщины не должны обижаться, если вежливость мужчины — товарища по работе будет носить несколько «сокращенный» характер. Если обычно мужчина встает, когда к нему обращается стоящая рядом женщина, то в рабочих условиях он может этого не делать.
Во многих рабочих коллективах укрепилась традиция отмечать дни рождения сотрудников и другие праздники. Традиция сама по себе хорошая, но чем меньший размах принимает торжество, тем лучше. В складчине для покупки подарка не обязаны участвовать все члены коллектива - участвует только тот, кто этого хочет, и принуждение в данном случае недопустимо. Поздравляя виновника торжества, можно сказать, от кого конкретно подарок, обозначив тех, кто участвовал в его покупке. Или можно приложить открытку с поздравлениями и подписями коллег.
Принимая поздравления, именинник встает. В ответ именинник может предложить скромное угощение: кофе, пирожные. Не устраивайте слишком пышных и изобильных празднований - в рабочей обстановке это неуместно и к тому же как бы обязывает к подобному следующего именинника. Как раз такие вещи иногда превращают хорошую традицию в бедствие.
Если в подарок получены сладости, ими следует угостить товарищей. Можно унести коробку с собой только в том случае, если вы предусмотрительно принесли конфеты из дому. Полученные в подарок цветы следует унести домой.
День рождения руководителя отмечают в зависимости от сложившейся в данном учреждении традиции. Самая подходящая форма поздравления руководителя — поставить цветы на его рабочий стол. Если же сотрудники непременно хотят преподнести подарок, то лучше всего выглядят «нейтральные» и недорогие вещи: например, сладости (если их любят), редкие фрукты, пепельница, ручка или другие мелочи для письменного стола, альбом, книги. В небольших, сжившихся коллективах можно практиковать и такие подарки, как бумажник, портфель, перчатки.
Входя в отдел, руководитель здоровается первым. Из этого правила нет исключений. Сотрудники отвечают, но никто не встает. Руководитель учреждения, особенно если он сравнительно молод, по этикету первым приветствует сотрудников постарше и женщин. Хотя воспитанные люди кланяются друг другу одновременно.
У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник-женщина для решения текущего вопроса. В случае продолжительного разговора начальник предлагает сотруднице сесть.
Рукопожатие, символ дружелюбия при встрече и прощании, в деловом этикете не является обязательным: сослуживцам, встречающимся каждый день, нет необходимости утром и вечером пожимать друг другу руки. Однако, не ответив на предложенное рукопожатие, можно обидеть человека и выказать ему недоверие.
Деловой этикет включает в себя и внешний вид сотрудников. Так, если в вашей компании нет собственного дресс-кода, то, тем не менее, не следует одеваться на работу слишком ярко, в прозрачные и вызывающие одежды. Точно также не следует использовать парфюм с сильными и резкими запахами. Сдержанность и аккуратность в одежде, макияже и прическе – это норма для делового этикета.