«Ничего же страшного не произошло?!» – оправдывалась моя приятельница, когда мы протискивались в щель приоткрытой двери в зал, где уже начался концерт. Хорошо, что тетечка на дверях сжалилась и не заставила нас дожидаться антракта. Только вот сесть пришлось на первые попавшиеся дешевые места с краю, хотя я заплатила немалые деньги за билеты – так хотелось устроить себе праздник по полной программе. В антракте мы, вместо того, чтобы выпить чашку кофе в буфете и поболтать, толкались в туалете, чтобы подруга могла доделать макияж и причесаться – она так спешила, что дома не успела.
Опоздала она не первый, и, я уверена, не в последний раз, при всем том, что пробки, потерявшийся в пути транспорт и тому подобное не может быть причиной, так как мы живем в небольшом городке, и до места, где, к примеру, проходил концерт, моей подруге неспешным шагом идти минут 15-20. Так что, я сама виновата – не нужно было ждать, а идти спокойно самой на место и наслаждаться музыкой.
Из-за опозданий подруга потеряла прекрасную работу. Причем, уволили ее далеко не сразу – она толковый работник, энергична и коммуникабельна. Но ее опоздания вконец достали начальство. Сколько не предупреждали, сколько не уговаривали, не угрожали – каждый день она, запыхавшись, появлялась на работе с опозданием на полчаса, час, а то и полтора.
Терпеливое начальство пошло ей навстречу и позволило перенести начало рабочего дня на час позже. Чем закончилось? Да, вы угадали – она все равно опаздывала на те же час-полтора. При этом от дома до работы ей было идти 15 минут – сама время засекала.
Я вовсе не педант, и мне тоже случалось опаздывать по разным причинам. И я думаю, что такое со всеми бывает. Но наверняка в вашем окружении есть люди, которые опаздывают всегда и всюду, несмотря на то, что подводят людей, ставят в трудное положение коллег, обижают близких. Да и самим им несладко приходится, вот, как моей подруге, которой пришлось искать работу.
Так почему люди опаздывают? Рассуждая теоретически, кажется, что можно ведь заранее рассчитать время на сборы, на дорогу и, сделав небольшой запас во времени на случай форс-мажора, отправиться на встречу, на работу, в гости? И тем не менее…
Иногда (это касается женщин в особенности) опаздывают, чтобы привлечь к себе внимание. В самом деле, если вы пришли в гости, когда все уже сидят за столом, все взгляды обратятся к вам, пока вы с долей кокетства виноватым голосом будете рассказывать, как спешили и не смогли прибыть вовремя. Психологи утверждают, что так поступают люди, страдающие от недостатка внимания.
Иногда причина опоздания кроется в нежелании идти туда, где вас ждут, например, вы не любите свою работу или в вашем коллективе есть конфликты и проблемы в отношениях. Тогда подсознательно человек придумывает множество дел, чтобы занять себя и, конечно, не успевать прийти в нужное место вовремя.
Помнится, когда-то первой моей мыслью каждое утро было: «Что же такое придумать, чтобы сегодня не ходить на работу вообще?» И я, не вставая с постели, искала в себе признаки болезни или выискивала сверхважные дела, которые могли бы служить веским основанием, чтобы отпроситься с работы. И, конечно, опаздывала… Но как только я сменила работу, все пришло в норму, прекратились и опоздания по «уважительным» причинам.
Опоздание бывает и в знак протеста, например, вы считаете бессмысленным или несправедливым требование начальства появляться на работе рано утром, так как вам постоянно приходится по его же просьбе задерживаться допоздна. Более того, ваша конкретная работа вовсе не требует строгих временных рамок.
Но чаще всего опаздывают, вот, как моя подруга, из-за обычного неумения организовать свое время или же из-за откровенного эгоизма и неуважения к окружающим. Если во втором случае самым разумным будет просто ограничить общие дела или вообще прекратить общение с такими людьми, то в случае плохой организованности можно как-то помочь человеку, ведь, в конечном итоге, он сам тоже немало страдает от этого.
Итак, с чего начинать человеку, который решил перестать опаздывать? Психологи утверждают, что, прежде всего, нужно найти правильную мотивацию. Вы опаздываете на работу? А чем ваши постоянные опоздания вам грозят? Обычно это выговоры, замечания, негативное отношение начальства и коллег, лишение премии, понижение в должности и, наконец, увольнение. Достаточно серьезный перечень, чтобы понять и решить для себя, что не просто «опаздывать нехорошо», а «мне нужно приходить вовремя, иначе будут серьезные неприятности и проблемы».
Если вы до сих пор точно не знаете, сколько вам требуется времени, чтобы после подъема спокойно собраться, позавтракать и дойти до работы, проведите хронометраж. Потратьте на это 1-2 дня, и вы уже точно сможете определять тот интервал времени, который вам нужен для сборов, а, соответственно, вы сможете точно знать, на какое время утром ставить будильник, чтобы все успеть. И первое время не забывайте после подъема переставлять будильник на то время, когда вам пора выходить из дома.
Кстати, не старайтесь обмануть себя и перевести часы на несколько минут вперед. Это не выход, так как вы в подсознании всегда будете помнить, что у вас еще есть сколько-то минут в запасе, и, рассчитывая на них, вы все равно опоздаете.
К рабочему дню тоже лучше готовиться с вечера: погладить одежду, найти целые колготки и пришить пуговицы, чтобы утром в суете не разыскивать, что надеть. Соберите сумку, проверьте, все ли вы приготовили взять с собой, что вам может понадобиться.
Если вы постоянно опаздываете, потому что не можете выспаться, старайтесь в течение рабочей недели ложиться спать пораньше и помните, что выспаться впрок за выходные у вас все равно не получится – только режим дня собьете окончательно, что тут же скажется на утреннем подъеме на работу.
Если все ваши усилия не опаздывать на работу оказались бесполезными, то, чтобы не доводить себя до стресса и не подводить коллег, ищите надомную работу или такую, где требуется выполнять определенный объем дел без учета затраченного времени. Это будет хорошим выходом из положения и сохранит ваши нервы.
Что же касается опозданий на дружеские встречи и прочие мероприятия, то, зная точно время, когда вам следует быть, начинайте собираться пораньше, особенно, если вам нужно на это больше времени, чем другим людям. Рассчитайте, сколько времени, чтобы добраться до места встречи, поставьте будильник на время выхода из дома. И, конечно, не начинайте никаких дел, если у вас назначена встреча.
Чтобы времени хватало на все, и не приходилось в суете спешить куда-то, планируйте все свои дела заранее, причем так, чтобы между ними был какой-то временной промежуток. Не старайтесь начинать сразу много дел, особенно, если вам предстоит встреча, свидание или поход в гости. Если у вас не получается распланировать все в уме, составляйте накануне список важных дел и прикидывайте, сколько времени они у вас отнимут.
Но, если вы чувствуете, что все равно не успеете к сроку, предупредите, чтобы вас не ждали. Не заставляйте людей испытывать неудобства и переживать из-за вашей не пунктуальности. Иначе с вами перестанут поддерживать дружеские отношения, так как любая необязательность наводит на мысль о неуважении к ожидающим вас людям и о не желании считаться с чужими чувствами и заботами.