История бумаги

Вещи вокруг нас
Вещи вокруг нас

Самым древним писчим материалом считается пергамент - свежая баранья кожа после специальной обработки. Рабам приходилось немало помучиться, чтобы пергаментная полоска получилась хорошей: ее мыли, соскабливали с кожи весь жир, обмакивали в гашеную известь, сушили на деревянной раме и полировали. Только после такой обработки на пергаменте можно было писать. Но пергамент был дорог, и постепенно его перестали применять.

Считается, что бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Но некоторые исторические сведения позволяют предположить, что бумага была известна в Китае и до него.

Об изобретении бумаги существует несколько любопытных китайских легенд. Одна из них говорит, что еще до Чай Луня ее умел делать некий раб из Восточного Туркестана. Когда об этом доложили императору, тот как будто сказал: «Если рабы узнают, что один из них сделал столь великое открытие, они слишком много возомнят о себе». И император приказал сохранить в тайне имя раба, а самому изобретателю придумал «почетную» смерть. На острой золотой пластинке была выгравирована благодарность императора за выдающееся открытие. Раба заставили проглотить эту пластинку, и он умер. Но легенда легендой, а имя Чай Луня действительно записано в истории. Китайцы настолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигли в честь него храмы.

Чай Лунь делал бумагу из шелка. Очевидно, он считал его наиболее подходящим, так как раньше шелк был основным материалом для письма. Этим и объясняется, что большая часть древних китайских литературных памятников написана на шелковых свитках. Затем на изготовление бумаги пошло льняное и конопляное тряпье и древесная кора. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Виновному в разглашении тайны угрожала смертная казнь.

Сколько же разных видов бумаги было придумано позже?! Так, американская фирма «Джилберт компани» выпустила в продажу бумагу, которая, если ее погрузить в воду, меньше, чем за минуту, полностью растворяется. Изготовляется такая растворяющаяся бумага из отходов этилцеллюлозы.

А это открытие поначалу казалось очень важным - шведские ученые П. Ренстром и Бжеркенгрен в 1972 году изобрели оберточную бумагу, способную самоуничтожаться в течение шести недель под воздействием солнечного света или при непогоде. Все надеялись, что применение такой обертки сократит количество отбросов, загрязняющих окружающую природу, главный компонент которых — бумага. К сожалению, по настоящее время это изобретение не получило широкого распространения.

Существует даже бумага – инсектицид! Доктор К. Слама (Чехословакия) и профессор К. Уильяме (США) в 1967 году случайно обнаружили, что древесина канадской ели, идущая на изготовление бумаги, содержит в себе вещества, являющиеся инсектицидами.

Обнаружилось это следующим образом. Приготовленные для проведения экспериментов личинки обыкновенного красного клопа росли, но не превращались во взрослых насекомых. Когда стали выяснять, что же помешало их развитию, оказалось, что все дело в бумаге, покрывавшей банки. Интересно, что этот инсектицид имеет те же самые свойства, что и специфические гормоны, которые регулируют развитие насекомых, но которые могут ему и помешать в боль¬ших дозах. Сейчас такую бумагу в США используют при изготовлении упаковок для ядохимикатов (1998 год).

Первая копировальная бумага нашла широкое применение в цивилизованном мире вместе с пишущими машинками. Но, как ни странно, появилась она на свет задолго до изобретения последних. Известно, что еще в 1806 году англичанин Р. Веджвуд пропитал густой синей чернильной массой тонкую бумагу с последующей ее сушкой между двумя промокательными листами.

Он частично механизировал свои действия и в результате получил устройство для получения копий писем и документов. Веджвуд взял патент на это устройство. Но промышленное производство копировальной бумаги изобретатель начал только в 1820 году и занимался им на протяжении 10 лет. Второе рождение копировальной бумаги в современном виде было зафиксировано примерно 100 лет назад в связи с массовым выпуском пишущих машинок.

Самая прочная бумага была создана японской фирмой. Ее поверхность обрабатывается особым способом. Для того чтобы продемонстрировать широкие возможности нового материала, из этой бумаги был изготовлен свадебный туалет для невесты и костюм для жениха.

И бумажные обои имеют свою историю. В XVII веке стены русских хором было принято обивать бумажными тканями «с крашениною печатною», а нередко и цветными сукнами, шелковыми тканями, атласом, сафьяном и тисненой кожей. Подобная отделка находила применение в XVIII и даже в XIX столетиях, как в России, так и за рубежом. П. Д. Боборыкин романе «Китай-город», описывая дом коммерции советника Нетова, построенный «в александровском вкусе», отмечает, что «стены его кабинета отделаны до потолка кожаными тиснеными обоями с золотыми разводами и звездами».

Но в 70-е годы XIX века такая отделка была уже исключением: ее сменили бумажные обои. В Европе обои стали впервые выпускать англичане в XVIII столетии. В России производство обоев наладила писчебумажная фабрика в Ярославле, а затем Царскосельская обойная фабрика. Остатки бумажных обоев конца XVIII века были обнаружены лет сорок тому назад в Останкинском дворце-музее.

Изготовление бумажных обоев в начале XIX века представляло собой весьма трудоемкий процесс: сначала на ручном станке одной краской наносили на бумагу контур рисунка, а затем вручную раскрашивали его в разные цвета. В 1830 году для печатания обоев была создана печатная машина, а в 1839 году — машина, печатавшая четырехцветные обои (до 200 кусков в день). Более совершенные многокрасочные машины появились пять лет спустя.

В первой половине 70-х годов XIX века в России имелось около десяти обойных фабрик. Самая крупная из них — петербургская фабрика Камюзе — выпускала до 900 тысяч кусков бумажных обоев в год.

Во второй трети XIX века рисунок обоев выполнялся обычно в стиле французских образцов с изображением цветов, листьев, животных и даже человеческих фигур. На Всемирной выставке 1867 года в Париже получили международное признание обои немецких и некоторых английских фирм. С этого времени распространились обои «в строго классическом, орнаментальном стиле». Современные обои изготавливают их самых разных материалов, но до сих пор сохраняются и бумажные.

разместил(а)  Шестакова Галина


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: