И второй случай, когда родители все-таки пытаются привить ребенку морально-этические нормы, так же не приводит к счастью. А почему? А потому что человек – не дурак. Он видит, как эти принципы противоречат обычной жизни. Мучается, пытается сохранить крупицы внутренней чистоты, передать ее детям, но счастливым бывает не так уж и часто.
Так что же, в обоих случаях – тупик? Оба варианта воспитания фактически приводят к тому, что человек, не имея устойчивости перед негативом этой жизни, систематически умножает печаль. В любой сложной ситуации выбирается как раз то, что менее всего подходит под характеристику высокой морали. Мы всегда предпочитаем ненавидеть в ответ на причиненную боль. Мы всегда умножаем печаль.
Почему трудно быть добрым
Проблема вовсе не в том, что морально-этические нормы не приспособлены к обычной, реальной жизни. Проблема в том, что мы не можем черпать силу из этих морально-этических норм. Мы не умеем черпать силу из добра, просто не видим в добре источник силы, но всегда представляем его, как источник слабости. Вот и все.
На самом деле все просто. В ненависти черпать силу – легко и естественно. Когда у нас есть враг, конкурент, соперник – это придает нам силы, заставляет мобилизовать весь внутренний потенциал, чтобы одолеть его. Вот почему недобрые люди кажутся сильнее, чем добрые.
Более того, такая позиция наполняет жизнь смыслом, дает нужное содержание, повод просыпаться по утрам. И даже повод чувствовать себя счастливым в тот момент, когда свершилась победа над соперником. Только вот ощущение одиночества, как бы мы ни старались загнать его в угол, всегда остается.
И почему добрый человек не может быть таким же сильным? Потому что изначально родители не показали ему, что из доброты можно извлечь гораздо больше силы. Эта сила, которая никогда не опустошает, никогда не превращает душу в пустыню. И она никогда не иссякает. Но пользоваться ею намного труднее, потому что злым быть проще. Для этого не нужны усилия.
Как мораль превратить в силу?
Морально-этические нормы, или, если обобщая, – добро, могут стать источником силы только в том случае, когда человек будет чувствовать и понимать не только себя, но и окружающих.
Одно дело – морализировать по любому поводу, и осуждать людей аморальных. Одно дело – демонстративно противопоставлять свое кажущееся благородство всей грязи общества. И совсем другое дело – понимать. Понимать жизнь, понимать людей, их побуждения, поступки, чувства.
Если морально-этические нормы заставляют тебя отгородиться от всего мира, то, конечно же, никакой силы ты в них не найдешь. Например, если бы Люся попыталась понять, что ее подруга разболтала ее интимный секрет не потому, что сознательно хотела причинить вред, а потому, что не могла упустить возможности стать интересной для окружающих, сообщив им такие тайны, то, может быть, она не обрела бы врага.
Это не было актом враждебности, это было проявление глупости и неумения чувствовать других. А умение прощать основывается именно на таком понимании. И только так можно не умножать уже существующую печаль. Люсе не пришлось бы всю жизнь нести боль и обиду на свою подругу за ее глупый поступок.
Быть может, со временем Люся смогла бы понять, что те люди в ее окружении, которых воспитывали по другому, кто «ходит по головам», просто одинокие и несчастные люди. Слабые люди, потому что им проще умножать печаль, чем сделать свою жизнь немного счастливее за счет обычных морально-этических ценностей.