ВНУТРИ СОВРЕМЕННОСТИ

Рассказы
Рассказы

ОКНО В АЛЬТЕРНАТИВУ

- Э-э-э… будьте добры, у вас, кажется, видел Монголию, 500 тугриков с верблюдами?

Из-за прозрачного, тяжёлого стекла глядят монеты: глядят алчно, гипнотизируя его; и девушка встаёт от компьютера (он знает, что зовут её Наташей, но обращаться по имени не хочется сейчас), идёт к одному из шкафов, открывает, улыбаясь заученно, достаёт монету.

- Да, пожалуйста.

- Сколько там?

- Четыре двести.

- Ага. Держите, без сдачи.

Монета в упаковке перекочёвывает в его карман.

- А из талеров что-то есть сейчас?

…он проходит мимо ювелирного салона, мимо банка – какое богатое совмещение! И ныряет во двор, срезая путь к магазину «Виктория», в котором надо взять из ячейки масло и упаковку крекеров. Мама ходит утром по магазинам, оставляет купленное, чтобы забрал.

Талончик в кармане, надо приложить к сканнеру, и волнуется он – социофоб: не сделать бы чего не так.

Двери разъезжаются.

…так, талер купил. Теперь к кому?

На ярмарке увлечений множество отсеков, торгующих монетами, и ему, поэту-нумизмату, чувствующему пульсации истории и культуры, исходящие от монет, хочется зайти во все, что-то купить.

- Не у вас ли Болгарию юбилейную брал?

- Да, да, телефон же я вам давал…

- Потерялся, знаете. Штангист остался?

Двадцать лев – роскошная, крупная, сияющая вещь.

Мужичок снимает с полки планшет.

Пачка денег не удивляет его – радует, конечно: начинает предлагать то, это…

…масло и крекеры падают в пакет, извлечённый из кармана.

Идиот, у тебя никогда не было и не будет пачки денег!

Снова дворы, где асфальт лоснится после утреннего дождя, а литья буреют на земле и траве, представив деревья схемами.

Снова поворот… Ах да, в этом отсеке тётка, так и не выяснил, как зовут, вечно смотрит телевизор, а тяжёлые альбомы, размещённые в шкафах у неё за спиной, предлагают такое изобилие…

Что бы мне…

А! Лихтенштейн и Люксембург поглядим.

И потом ещё…

…почти пробежал мимо Пятёрочки: это в реальности уже: надо тоже зайти, забрать сумку из ячейки.

Конкретика мечтаний велика, и несоответствие её действительности давно не смущает.

С сумками идёт домой, разматывая виды действительности, в которой так неуютно, так одиноко, что мечты – как окно в альтернативу.

Мечты… пустые, как у Бальзаминова.

ВНУТРИ СОВРЕМЕННОСТИ

Никогда ещё не было так душно жить – в нравственном отношении. Кантовская формула, работавшая несколько столетий, исчерпала себя и на месте потрясения, какое вызывал нравственный закон в нас и звёздное небо над нами, выросли столь махровые сорняки корыстолюбия, эгоизма и проч., что диву даёшься.

РПЦ, принявшая эстафету идеологического отдела ЦК, выглядит угрожающе, а вовсе не комично – как поначалу.

Спекулянт в качестве героя, миллионер, в качестве объекта для подражания (равно – зависти)… Сие отношение окрашивает всю атмосферу реальности в мутно-серые тона – с бурыми разводами греха…

…с прозеленью асфальт возле старого, пятидесятых годов дома, и листвы во дворе – нападавшей листвы – полно – а снега этим ноябрём не было вовсе.

Бесконечное, псевдо-праздничное шоу по телевизору, раздражает, как заноза, засевшая в мозгу – от соприкосновения с шероховатой явью.

Из широких окон обычных домов (то же всё старые) мерцает призрачная плазма неизвестных, но таких легко представляемых жизней.

Что бормотать о разладе, распаде и тому подобном, если изменить ничего не можешь – даже и попытки все будут упираться тупик?

Если я всю жизнь работал, а денег у меня не было никогда, то не всё ли мне равно – не увижу я Франции и Италии потому, что опущен железный занавес, или по экономическим причинам?

О! уже теплее – главное, что раздражает в современности – это собственная неспособность устроиться внутри неё.

Мимо схем деревьев – конец ноября более конкретен, нежели летнее марево – мимо не большой площади, где автобусы, будто в стойле под открытым небом – к лесопарку, чьи дорожки столь же знакомы, сколь любезны…

Но обнажённость лесопарка воспринимается чем-то болезненным: будто худо ему, умирает точно…

Всё равно – перешагнуть через низкую ограду, и – вглубь.

Неспособность устроиться в безнравственном мире не говорит о собственной высоте: просто возможность не представилась, а если и мелькала, не сумел воспользоваться ею.

Здесь поворот – и когда-то часто встречались белки: рыжие, чудесные комочки жизни.

Как взлетает белочка по стволу! Быстро вьётся путь, то скрывая зверька там, где не видишь, то показывая вновь… хвостик мелькнул…

…шутя говорил подруге: В собаках самое важное – хвост. Хвост и пушистость.

И твой пёсик неопределённой породы вертел своим пушистым, пушистым… Нет давно ни пёсика, ни подруги, и, как не вообразить рай для бывших людей, так и не представить оный же для собачек.

Седина блестит нитями на островках зелёной травы, белеет линиями на бурых листьях, слежавшихся в не красивые пласты.

Пар изо рта, вычерчивая прихотливые фигуры, тоже седоват: вот дракон улетает в небо.

А вот пруды: вода в них совсем чёрная, и кое-где блестит тонкая плёнка: ледок.

Вода бывает золотистой, отливает иногда сталью, играет зеленовато; и вагончик возле одного из прудов, часто наполнен людьми: там переодеваются моржи и спортсмены.

Кто этот старик на турнике? поджар, моложав…

Иногда встречаешь тут знакомых – приветствие, несколько фраз, общие слова.

Дорога идёт, чуть петляя между ближайшими к прудам деревьями, отслаивается, зовёт в гущу лесопарковой яви, но неохота что-то, нет-нет.

…всё же никогда ещё не было в жизни так душно – в отношение нравственном, как теперь…

Никогда.

ГЛАВНОЕ, ЧТО КОРОЛЬ ЕСТЬ

- А если просто объявить о смерти короля?

Министры и вельможи – толстолицые, бородавчатые, с мешками двойных и тройных подбородков – с ужасом глядят на предложившего сие.

- Что вы?

- У нас нет преемника, наш монарх не позаботился об этом. К тому же, не раз сообщалось, что король вечен – обыденная смерть не грозит, не решится подступиться к нему.

Придворный алхимик встаёт, потрясая колбой, в которой мерцает зеленовато-золотистая субстанция, объявляет:

- Субстрат бессмертия почти найден. Оставалось несколько дней… Он садится, и добавляет очень тихо:

- Или лет.

Вельможи пыхтят. Военные начальники и начальники спецслужб молчат. Они знают, что делать.

Выезд короля необыкновенно пышен – кареты роскошны, кавалькады всадников пылят, и толпы любуются, не подозревая, что вместо короля в главной карете актёришка.

Он же выходит на балкон, приветствуя толпу, ибо надобно ей видеть монарха, необходимо чувствовать себя защищённой.

Толпа бурлит, плазма жизни вьётся, шапки и чепчики летят вверх.

- Помолодел даже… после турне…

- А то. Всякая перемена на пользу.

Слепые тащатся чередой, им повествуют о замечательно выглядящем короле, принявшим недавно новые законы против слепых.

В королевских покоях актёр, привыкший за последние месяцы к жирной жизни, скинув парик, собирается отчитать первого министра, но… вместо него заходит некто с литыми мышцами, тяжелым плоским лицом, и, погасив мгновенный ужас актёра, тонким стилетом протыкает ему сердце.

Наёмного убийцу убьют в дальнем коридоре, а убийцу убийцы – в подворотне, организовывая таким образом цепочку, исключающую слухи.

В кабаке нашли пьющего актёра-неудачника – и сделанное ему предложение сперва поразило, а потом наполнило ликованием.

Грим искусно наложен – и пожалуйста – новый король.

Алхимик, колдующий в лаборатории, глядит в нутро колбы, где медленно расходятся зеленоватые клубы субстрата.

Он улыбается.

Он говорит сам себя:

- Пусть думают, что такое возможно… Ха-ха, эликсир бессмертия… Главное, что король есть, а кто он – неважно.

Я – АЛХИМИК

Я - алхимик. Сколько раз, произведя необходимые манипуляции и произнеся различные заклинания (древнехалдейский звучит жестковато, но очень выразительно), я терпеливо ждал, чтоб перерос зелёный купорос в иной металл!

О, мне нужны века, для этого неспешного сосуда – и они у меня были – роскошные, золочёно-парчовые, разнообразные, перенасыщенные, как раствор извести века.

Пропорции тысячелистника, корня мандрагоры, и синильной кислоты обеспечат плоть моему гомункулусу – и, мерно налившись силой внутри драгоценной реторты, он отправится, сияя, в будущее, являясь его преждевременным знаком.

…я был московским мальчишкой, выводящим трёхколёсный велосипед из двери подъезда старого-старого, прочного, великолепного дома, где голуби на карнизах были нотами алхимии времён.

Отряд, попавший в засаду где-то в Валахии во времена Тридцатилетней войны, шёл под моим предводительством, и я навсегда запомнил свой распяленный в адском крике рот, будто увиденный со стороны, прежде, чем предо мной промелькнула за миг длинная лента жизни – чужой меч проткнул меня насквозь.

Но – я алхимик. Мой гомункул парит над простором, осиянным египетским Сфинксом, чьи глаза закипают светом, сулящим ответы на все вопросы; он залетает в простор, где течёт аметистовая Лета и мерцает чернотою Стикс; он проплывает над второй частью Фауста, зная, что Мефистофель с волшебным доктором не станут преследовать его, хотя и вряд ли вступят в диалоги.

Я был блистательным кавалером – о! только одна холодная, как алмаз, донна, не отвечала на мои домогательства, и тогда, прямо на великолепном скакуне я въехал в церковь во время мессы.

Все замерли, а она – прекраснолицая, равнодушная повернулась ко мне, и, сказав:

- Ты жаждешь меня? Так посмотри на то, что ты жаждешь!

Обнажила грудь – и кровавые, как стигматы язвы, пламенели на белом атласе кожи.

И я стал изучать медицину, погружаясь в метафизические дебри её вековечного леса, зубря латынь, препарируя трупы, и штудируя сложные теории; и если сначала стволы знания казались мне железными, то потом мягчали они, становясь доступными.

Я алхимик. Я изобрёл антикоррумпин – препарат, убивающий желание брать взятки, воровать, направлять финансовые потоки в свой карман: и чиновников заставляли пить его: специальные комиссии, состоящие из людей, лишённых эмоциональности, - для этого тоже пришлось изобретать снадобье, - принуждали их глотать медовый на вкус фиолетовый цветом напиток.

Я алхимик – слушая пульсацию древних соборов, я вспоминал, как шло муравьиное строительство, как те, кто начинали его, знали, что никогда не увидят плодов рук своих, и я был среди них; я вслушивался в пульсации, прекрасно понимая, что подлинный магистериум, с помощью копии которого я когда-то завалил английского короля плоским золотом ноблей, сосредоточен в каждой капсуле каждой души, что он – есть верх души, её небо, её творчество и полёт – что не мешали мне растить гомункулуса яви, нет, не мешало.

Александр Балтин


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: