Кризис вообще — это переход от одной стадии существования к другой. А кризис среднего возраста — это попадание в зазор между первичной и вторичной социализацией. Что это значит?
Первичная социализация идёт по образцу (родительская, учительская) и диктует строгий регламент жизни. В начале взрослости у нас нет готовой схемы, по которой мы можем построить свою жизнь. И мы используем, в качестве путеводителя, опыт других людей. Нам сказали, что это правильно — мы делаем. Мама утверждает, что быть юристом хорошо — поступаем на юридический. Нам сказали, что всему своё время — послушно ждём, когда это время настанет. Но ближе к середине жизни нужно ответить себе на вопрос: чего хочу Я? Что я могу? Зачем я что-то делаю или не делаю?
И тут рождается вторичная социализация, поиск себя, своей индивидуальности. Самоинициация — вот зерно кризиса! Мы ищем, нащупываем, создаём собственное Я. А это травматичный процесс. Ведь нам предстоит расстаться с тем, что раньше мы считали своим, с тем, что уже сделали частью личности.
На кризис среднего возраста есть два взгляда. Взгляд изнутри — то, как видит свой кризис человек — не в малой степени обусловлен стереотипами об этом периоде жизни. Общество, литература, «ученые» транслируют убеждения. Мы киваем.
Однако, всё же есть факты, которые могут вызывать подлинное беспокойство. И прежде всего в отношении индивидуального будущего. Что со мной произойдёт через 10 лет? Ведь скоро я потеряю всю молодость, здоровье, значимость в глазах общества… Я смогу существовать в этой новой жизни?
В этот период часто происходит девальвация ранее значимых отношений. Любили — разлюбили. Нравилось — перестало нравиться. Хотя, может быть, мы просто стали внимательнее к себе прислушиваться? Может быть это признак избавления от иллюзий? Отсюда же появляется и обесценивающая переоценка всего ранее достигнутого. Часто мы слышим, как люди говорят, что «живут не своей жизнью». Они понимают, что многое из того, что было сделано, делать было не нужно. И наоборот. Фатально упущено то, что нужно было сделать.
Нарастает страх утраты родителей. Мы начинаем бояться потерять эту основу, ведь часто это наша единственная надежда и опора. Всё чаще приходит осознание и своей смертной природы. То и дело навещают болезни. Износ организма начинает посылать сигналы. И возникают глубокие травмирующие переживания — а зачем мне теперь что-то делать? Многие в этот период ударяются в мистику, духовную практику, религиозность.
Но есть и другой взгляд. Извне, снаружи, со стороны. Удивительно, но он кардинально отличается от того минорного внутреннего мира, насаждаемого, часто, самим человеком.
Что же мы видим? Перед нами личность, обладающая всей полнотой развития жизненных функций. Она овладела самой собой и у неё ещё очень много ресурсов: физических, психических, материальных. Внутри достаточное количество энергии и есть запас времени жизни. При современном развитии медицины 45 лет — это самый расцвет — достаточно уделять немного времени мониторингу своего здоровья и физической активности.
Пройдена всего половина пути. При этом первые пять лет мало кто помнит, затем 11 лет школы, непрерывных указаний со стороны взрослых, тотального подчинения, бурного подросткового кризиса. Армия, материнство, бессонные ночи…
И наконец перед нами предстаёт индивид с большим запасом жизненного и экзистенциального опыта. Мы уже знаем, как жить. Мы понимаем, что моё, а что не моё. Мы здесь — на своём месте и у нас учатся молодые. В этот период люди любят сравнивать себя со сверстниками. Они приезжают на вечера одноклассников или однокурсников. И многие уезжают вдохновленными и окрылёнными — не так всё ужасно — я ещё о-го-го!
В этот период жизни человек свободен от ограничений и условностей первичной социализации. Свободен от стереотипов и шаблонов. Эмоционально устойчив. Излучает здоровый консерватизм и рационализм.
Если всё же мои слова вас не убедили и кризис показывает свои зубы, можно использовать алгоритм пяти осей. Начать переход от Я-личного к Я-иному.
1 ось — Двигайтесь от освоенных способов ресурсной жизни к персональному жизнетворчеству. Вы можете жить не так, как диктует общество, а как вам захочется. Но это нужно отстаивать, а для начала вообще понять — чего вы хотите.
2 ось — От следования стандартам к поиску модели другого себя. Просто заявить себя другим — не достаточно. Предстоит трансформировать себя, затрачивая немалые психические усилия и проявляя дисциплину.
3 ось — Уход от родительских сценариев к собственному жизненному проектированию. Поняв, что вы хотите, составьте план действий. Сформируйте намерение. Начните с самого малого, сверяйтесь с планом. Даже самые крошечные, но постоянные шаги, способны привести вас к цели.
4 ось — Уход от социальной распахнутости к поиску подлинности. Не нужно за всё браться. Не нужно всех любить. Не стоит поддакивать каждому. Удивите самого себя, в конце концов. Скажите да своим скрытым, но истинным желаниям.
5 ось — От социального собственничества к социальной отдаче.
Жить ради себя и для себя свойственно любому человеку. В определенный период жизни он настроен брать всё и у всех: у общества, у родителей, у государства. Но наступает время, когда возникает желание отдавать. Дарить себя этому миру: делиться опытом, временем, ресурсами. Выходить на новый уровень глубины в жизни. Прикоснуться к мироустройству и внести вклад в сотворение Вселенной. И, главное, ощутить от этого бесконечный смысл существования.