Вспомните свои школьные годы... Разве они ассоциируются у вас с адом? Скорее, наоборот, с самым беззаботным и чудесным временем. Почему же для вашего ребенка это должно нести такой груз проблем? Переходных этапов будет впереди ещё много: поступление в университет, устройство на работу и т.д.
Так давайте поможем ребенку сразу настроиться на позитивный лад и влиться в школьный процесс без осложнений. В первой части мы обсудили важность индивидуального подхода, сегодня рассмотрим физическую и психологическую составляющие подготовки детей к школе.
Жизнь в коллективе
Большое значение для первоклассников имеет общение в коллективе. Необходимо объяснить ребёнку, что дети (да и взрослые) бывают разные, нужно просто принять их такими, какие они есть. Не выделять своего ребёнка, говоря, что он особенный, и к нему нужен особый подход (хотя учителя стараются это делать, но опять же помните о комплектации классов: это просто физически невозможно). Поэтому сразу объясните, что если учитель даёт задание, то это относится ко всем. Не нужно ждать особого приглашения.
Ещё момент: «надо» и «нельзя». Есть дети, которые, придя в школу, впервые сталкиваются с такими понятиями. Особенно это относится к «несадовским» детям. Родители с гордостью называют свое чадо независимым. Не стоит путать независимость со вседозволенностью! Объясняйте детям, что можно, что нельзя, как задать вопрос и когда, как вести себя на перемене и т.д. Обучайте его элементарному школьному этикету. Можно для этого поиграть в «Школу», меняясь ролями с ребёнком.
Независимость
Независимость заключается в том, что ребёнок не зависит от взрослого (либо от других детей) в выполнении несложных действий. А именно: умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, мыть руки, вести себя в столовой, кушать за столом с другими людьми.
Возможно, всё это ребенок умеет делать дома. Но в компании одноклассников многие ведут себя за столом очень шумно, не умеют пользоваться столовыми приборами. Когда вокруг столько людей (вспомните школьную столовую или раздевалку), сумеет ли ребёнок сделать всё сам, аккуратно и спокойно, не прибегая к помощи взрослых?
Для этого, во-первых, лучше поначалу приходить в школу заранее, дать ребенку время на переодевание, а не приезжать на машине за три минуты до звонка, быстро раздеть своё чадо, чмокнуть и сунуть в рот конфетку... Во-вторых, научить будущего первоклассника вести себя правильно за общим столом. Возможно, стоит пригласить других детей в гости и посмотреть, как ваш ребёнок ведёт себя. Объяснить потом ему ошибки или поиграйте в «Столовую».
Помните - воспитывая самостоятельность у ребенка, вы помогаете развитию аккуратности, терпения и независимости.
Здоровье и питание
Школьная жизнь первоклассника напрямую связана с его физическим здоровьем. Здесь важно отметить режим дня и питание. Подготавливать к школьному режиму дня детей стоит заранее, а не будить впопыхах ребёнка первого сентября ни свет, ни заря, и заставлять кушать геркулесовую кашу, если буквально вчера он валялся до десяти и ел хлопья и чипсы.
Если в вашей семье поддерживается правильное питание, то ребёнку не нужно объяснять, почему нужно кушать кашку на завтрак, и он не будет в школьной столовой воротить нос от борща, жуя на всех переменах сладости. Обед старайтесь готовить к тому времени, когда он проходит в школе. В этом случае и желудок ребёнка привыкнет не к перекусам, а режимному питанию.
Жизнь по режиму?
Немного отступления. Вопрос о режиме вообще - так ли он нужен ребенку? Многие родители против строгого распорядка, объясняя, что вставать ребенок должен, когда выспится, кушать, когда проголодается, ложиться спать, когда устанет. Возможно, в чем-то они и правы. Многие молодые семьи объединяются сейчас в общины, уезжают из городов, создают свои поселения. Их дети так и воспитываются. Не буду оспаривать правильность такого решения. Каждому - своё.
Но, если вы отдаёте своё чадо в обычную школу, то будьте любезны соответствовать ее правилам. Поставьте себя на место учителя, у которого две дюжины детей, каждый из которых хочет кушать в разное время, кто-то - играть во время урока, а кто-то спать, так как ложится, когда хочет. В школе есть дисциплина, свой режим дня, так что старайтесь соответствовать. В первую очередь вы, дорогие родители!
Отдых отдыху рознь!
Особое место в режиме дня отводится отдыху. Если с занятиями и питанием всё понятно, то эта часть распорядка дня как-то «проглатывается». А зря! Ведь от полноценного отдыха зависит и физическое состояние и психическое. Во-первых, научите ребенка именно отдыхать. Расслабляться.
Очень важно это для гиперактивных детей. Если после уроков, трехчасового сидения ребенок, как юла, невозможно остановить, то необходимо направить эту энергию в нужное русло. Например, записать ребенка в бассейн. Это и способствует взаимодействию полушарий мозга, и утихомирит гиперактивного малыша.
Также существуют всевозможные программы релаксации, специальные лампы с пузырьками и плавающими рыбками, световые эффекты, музыка, позволяющие ребёнку полностью отдохнуть от прошедшего дня.
Ну, и, безусловно, самым хорошим отдыхом являются прогулки на свежем воздухе. Не поленитесь хотя бы в выходные всей семьей выехать за город и зарядить напряженный мозг приятными впечатлениями. Пусть свежий воздух наполнит ваши лёгкие. Шуршащие под ногами листья ласкают ваш слух, и теплое осеннее солнце согревает ваши души…
Пусть ваш ребёнок видит, что жизнь не закончилась, что всё по-прежнему, только он стал чуть-чуть взрослее и ответственнее. Помогайте ребенку привыкнуть к школьной жизни, и для него это будет интересной игрой, своеобразным переходом в новый мир, увлекательный и неизведанный, путешествием в новую страну под названием «Школа».
Вперёд, в добрый путь!